Перейти к содержанию
    

МВТУ vs МИЭТ vs МИРЭА: сравнение качества обучения схемотехнике

При попытке получить ответ на данный вопрос путём поиска отзывов в интернете, столкнулся с трудностью: их мало и они весьма водянисты. Кроме того, в рамках институтов есть ещё и разные специальности, а подробные учебные планы не везде выложены. С другой стороны, бауманка, например, какбе намекает(и её выпускники это подтверждают), что системное, методичное образование а-ля мехмат МГУ или матфак ВШЭ- не их конёк: https://iu4.ru/stud/howto.php (например, пассаж "когда проучился 4 года, вроде ничему и не научился. Причина такого синдрома - отсутствие сочетания хобби и учебы"). Но у Бауманки хотя бы подробные учебные программы и материалы гуглятся. Про МИЭТ видел хороший отзыв https://tabiturient.ru/vuzu/miet/ (от 29 марта  2023), правда у меня создалось впечатление перекоса в тему ПЛИС(впрочем, неясно, что там за "хорошие лабы по аналоговой схемотехнике"), да и специальность автора отзыва - ИВТ, а не радиотехника или КРЭС.

Было бы здорово, если бы здесь нашлись люди, окончившие эти институты, или преподающие в них, которые могли бы дать ответы на такие вопросы:

1. Сколь полно и обстоятельно осваивается аналоговая схемотехника в размере, например, 2-3 глав 1 тома Хоровица и Хилла? Устраняет ли программа ВУЗа всякие методические недочёты, свойственные этой книге? (типа отсутствия доказательства утверждения "последовательно соединённые резисторы из делителя смещения по сигналу соединены параллельно" и т.д.)   

2. Сколь хорошо и гармонично(без заскоков в применение квантовых статистик в физику твёрдого тела) предваряется аналоговая схемотехника азами твёрдотельной электроники?

3. Сколь глубоко идёт изучение аналоговой электроники вглубь и вширь(нюансы проектирования усилителей, генераторов, приёмников, передатчиков и т.д)?

4. Цифровая схемотехника "рассыпная"(булева алгебра, триггеры, регистры, шифраторы, автоматы с памятью)?

5. ПЛИС - сколь много, сколь глубоко?

6. Микроконтроллеры - какие, сколь много, сколь глубоко(скажем, сумеет ли хороший выпускник ВУЗа, за вечер состыковать на Си какую-нибудь авр-ку или stm-8 с часовой микросхемой по TWI)?

7. Теория антенн - есть ли, сколь глубока?

8. Философский вопрос: у инженеров вообще бывает так, чтобы их обучение в ВУЗе было именно методически хорошо выверено, обстоятельно и качественно сделано или же всё-таки "какая-то квалификация не благодаря, а вопреки институту"? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По-моему бесполезная затея так подходить к этой проблеме. Специалиста не учат/выращивают (помимо самого базового курса), а создают условия для его самообразования и роста. Невозможно за курс в институте преподать столько, сколько может узнать самомотивированный студент в процессе копания множества источников, включая этот форум.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1 час назад, makc сказал:

По-моему бесполезная затея так подходить к этой проблеме. Специалиста не учат/выращивают (помимо самого базового курса), а создают условия для его самообразования и роста. Невозможно за курс в институте преподать столько, сколько может узнать самомотивированный студент в процессе копания множества источников, включая этот форум.

Само собой, учёба в ВУЗе ограничена, но она может быть качественной, а может - не очень. Например, если меня спросят про физфак МГУ в сравнении с ФОПФ МФТИ, я тут же отвечу, что курс матанализа наиболее сбалансированный как раз  в МГУ, в МФТИ же последний его вариант настолько гружёный(за три семестра студент должен освоить не только пределы, производные, интегралы, ряды, но и основы дифф. геометрии на многообразиях, исчисление форм, когомологии), что я отказываюсь верить в качество этой затеи; тем не менее в том же МФТИ есть возможность теоретикам войти во "святая святых" теоретической физики в виде струнной тематики, однако сколь оно глубоко - не поручусь, да и один ныне покойный академик скептически относился к струнной тематике в РФ; могу показать нюансы преподавания ряда разделов теорфизики там и там(или свести со знающими людьми), благо эти институты на данную тему не секретничают; также могу обоснованно заметить, что качественный, красивый курс квантовой теории поля вообще трудно встретить где-либо. При этом  личность научрука с какого-то момента становится для студента-физика более важной, чем учебный план(это к вопросу о самостоятельной работе), но вот МГУ и МФТИ любят детально рассказывать про эти вещи(а математики так и вовсе находятся состоянии почти конфликта и ранжирования друг друга на тему "кто же из нас лучше всего готовит студентов на планете"), чего не скажешь о технических ВУЗах.

Что такое "создавать условия для самообразования и роста" - непонятно, это очень туманное утверждение. Вот когда в моём провинциальном универе лектор по матану в своё время начала пачками пропускать доказательства теорем, но при этом вскользь произнесла фамилию автора прекрасного учебника(Фихтенгольц"), по которому я, собственно, обучался, это было типа создание условий для моего роста? А когда лектор по "Основам радиоэлектроники" дико коряво изложил принцип работы транзистора(поливая при этом доску кучей формул с h-параметрами, наводя тень на плетень около понятия "выходное сопротивление" и апеллируя к сомнительной книге Нефёдова) - это тоже было "создание условий для моего самообразования"? Мне кажется, что скорее разгильдяйство и вредительство.

Микроконтроллеров у нас был целый семестр, но научились мы почему-то рекордно мало чему. В бытность свою учителем в физматшколе я детям по этой тематике  на факультативе давал больше, чем универ мне - как студенту по учебному плану.

Моя alma mater  - место, так сказать, с неопределённым профилем(и они этим отбивались от вопросов " а почему так мало", " а почему так криво" и т.д.), типа "здесь университет - вас учат учиться, а не дают профессию, за профессией - в технические вузы".

Вот я и исследую вопрос - какой из технических вузов по электронике более качественный и в каких аспектах, как раз для того, чтобы неголословно отвечать людям на такие вопросы, тем более, что литература для самообразования по электронике зачастую очень плохо написана(думаю, никто не будет спорить, что Хоровиц и Хилл методически весьма корявы, да и в принципе аналоговая электроника такова, что в ней что-то можно легко и точно доказать, а что-то - не подлежит аккуратному  анализу, потому хороший преподаватель здесь гораздо значимее, чем лектор по матану или по общей физике, альтернативу которому всегда можно найти в виде хорошей книги).

 

Изменено пользователем Ascold

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Ascold сказал:

Что такое "создавать условия для самообразования и роста" - непонятно, это очень туманное утверждение.

Задавать правильные вопросы для изучения и поиска ответов, а не давать разжёванный материал. Среда - это круг общения, коллектив в том числе. Понятно дело, что в коллективе пришедших "за корочной" уникум-энтузиаст в лучшем случае будет просто белой вороной...

9 минут назад, Ascold сказал:

вскользь произнесла фамилию автора прекрасного учебника(Фихтенгольц"), по которому я, собственно, обучался, это было типа создание условий для моего роста?

В том числе и это. Указание на правильные источники - это уже половина дела. Ну а дальше 90% зависит от вас и вашего интереса/терпения/желания.

9 минут назад, Ascold сказал:

А когда лектор по "Основам радиоэлектроники" дико коряво изложил принцип работы транзистора(поливая при этом доску кучей формул с h-параметрами, наводя тень на плетень около понятия "выходное сопротивление" и апеллируя к сомнительной книге Нефёдова) - это тоже было "создание условий для моего самообразования"? Мне кажется, что скорее разгильдяйство и вредительство.

Смотря к чему это привело. Если при этом вы желая разобраться нашли правильные источники, разобрались, сделали правильные выводы, то как ни странно результат оказался сугубо положительный. Причем, если бы он кратко и бестолково дал описание принципа работы, то вы бы при таком раскладе с большой вероятностью просто прошли бы мимо этой проблемы не разобравшись в деталях самостоятельно. Такая диалектика.

9 минут назад, Ascold сказал:

Вот я и исследую вопрос - какой из технических вузов по электронике более качественный и в каких аспектах, как раз для того, чтобы неголословно отвечать людям на такие вопросы.

Ни один супер-толковый преподаватель не сможет из кучи ленивых студентов сделать специалистов, равно как и студента, имеющего крайнее желание разобраться в предмете, никакой бестолковый и поверхностный преподаватель не сможет остановить. Поэтому я для себя сделал только один вывод: ВУЗ - это место, где можно получить правильные вопросы и иногда интересные задания, но ответы на них всегда приходится в итоге искать самому или с помощью людей заинтересованных (энтузиастов). Поэтому я вижу задачу вашего исследования невыполнимой априори. Но тем не менее пожелаю вам удачи в этом нелёгком деле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Ascold сказал:

Философский вопрос: у инженеров вообще бывает так, чтобы их обучение в ВУЗе было именно методически хорошо выверено, обстоятельно и качественно сделано или же всё-таки "какая-то квалификация не благодаря, а вопреки институту"? 

Философский ответ:

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,  а факел, который надо зажечь.

А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.

/Плутарх/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Что касается МГТУ, то кафедра ИУ4 недостаточно релевантна. По состоянию на начало 90-х, они - технологи производства ЭВА.

Вот нынешние завлекалки моей кафедры ИУ3, которую я считаю сбалансированной для прикладных задач (embedded): https://www.iu3.bmstu.ru/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это всё, конечно, отлично, но довольны ли те, кто считает, что долбаться с корявостями в том же Хоровице и Хилле студент должен непременно героически и один,  своим собственным образованием в области аналоговой схемотехники? Я вот своим недоволен категорически(а вот математическим образованием - доволен вполне, хоть и ни разу не математик, но книги по оному написаны почтив всегда последовательно и системно).

6 минут назад, Точка Опоры сказал:

Что касается МГТУ, то кафедра ИУ4 недостаточно релевантна. По состоянию на начало 90-х, они - технологи производства ЭВА.

Вот нынешние завлекалки моей кафедры ИУ3, которую я считаю сбалансированной для прикладных задач (embedded): https://www.iu3.bmstu.ru/

Ой, там же информатика сплошная или нет? В смысле, что времени на схемотехнику в учебном плане достаточно ли?

Изменено пользователем Ascold
добавление

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нет, там и схемотехника и прикладное ПО и ПЛИСы. Смотрите ниже.

По поводу ХиХ - я вынес для себя, что это книга именно об искусстве, как о понимании взаимосвязей и недопущении грубых ошибок. Если нужен больший математический фундамент - то, может быть, Титце и Шенк?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад, Точка Опоры сказал:

По поводу ХиХ - я вынес для себя, что это книга именно об искусстве, как о понимании взаимосвязей и недопущении грубых ошибок. Если нужен больший математический фундамент - то, может быть, Титце и Шенк?

Титце и Шенк уж очень формально обращаются с транзисторами - валят на читателя сразу эквивалентные схемы, ну и вообще транзисторной схемотехнике уделяют меньше внимания, чем ХХ. Я в своё время пытался найти книжку, написанную про то же, что ХХ, но системнее, чем ХХ, и не нашёл таковой, приходилось читать ХХ "между строк", общаться с опытными электронщиками, в общем дискомфортно. Именно поэтому любопытно, в каком ВУЗе эта проблема более-менее успешно решена, ну и всё остальное. Вообще, не покидает ощущение, что с системностью и качеством передачи накопленного знания математики впереди планеты всей, физики - несколько хуже, инженеры - ещё хуже(что соответствует падению уровня точности науки от математиков к инженерам и не радостно).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Ascold сказал:

Но у Бауманки хотя бы подробные учебные программы и материалы гуглятся.

Перечисленные пункты полностью охватывает кафедра РЛ1. Давно там не был, лет 30 уже прошло. Но по роду своей деятельности чаще приходилось сталкиваться с выпускниками МЭИ, кафедра "Радиотехники и электроники", много талантливых людей. Еще добавлю МИРЭА, кафедра "Радиоэлектроники и информатики", и МАИ, кафедра "Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность". Небольшой список, с кем приходилось общаться.

Можно попробовать полистать списки кандидатских работ за последние лет 5 по интересующим направлениям, чтобы понимать фундаментальность преподаваемых дисциплин в конкретных ВУЗ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Ascold сказал:

Кроме того, в рамках институтов есть ещё и разные специальности, а подробные учебные планы не везде выложены.

Всё очень сложно. Этот выбор всегда был рулеткой. Я бы рекомендовал выяснить кто преподает нужные дисциплины и нацеливался именно на нужных преподавателей. Но проблема в том, что преподаватели могут не вести нужный курс в этом году, могут перейти в другой вуз, умереть в конце концов... Так-то надо определиться программы каких специальностей вам нужны, скачать их и с карандашом плюсы и минусы отметить, потом идти или звонить в деканат или на кафедры и выяснять максимальные подробности, идеально устроиться на полставки на нужную кафедру - там вам расскажут все расклады)

И кстати обычно важный вопрос - наличие военной кафедры, если нет - после учебы могут призвать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я учился в 80-х гг, и когда рассматривал вузы для поступления, не находил ничего радиотехнического в Бауманке. Выбор был между МЭИ, МАИ, МИРЭА. По итогу окончил радиотехнический факультет МЭИ, который сейчас называется ИРЭ им. Котельникова. По тогдашнему состоянию со схемотехникой у нас было все в порядке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вопрос в том, о какой схемотехнике идет речь. Цифровые схемы, печатные платы, плис и микроконтроллеры - думаю что примерно одинаково в Миэт/вшу-миэм/мифи и наверное мирэа и бауманка. Но не мэи.

Если же интересует проектирование микросхем, то только миэт. Ну и может быть мифи. Словом туда, где есть кафедры, в прошлом сотрудничающие с кеденс и иностранными полупроводниковыми фирмами (фрискейл/энекспи). Там же и аналоговую схемотехнику расскажут лучше всего. Советую почитать посты Панчула, с какими институтами он сотрудничал - очень показательно.

Но, выскажу личное мнение, будучи студентом в РФ я бы сейчас шел куда то в другую область, нежели подсанкционную, да еще и полузакрытую. Т.е. не в электронику вообще и микроэлектронику в частности. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  

16 часов назад, Yaahoo сказал:

Но, выскажу личное мнение, будучи студентом в РФ я бы сейчас шел куда то в другую область, нежели подсанкционную, да еще и полузакрытую. Т.е. не в электронику вообще и микроэлектронику в частности. 

 

Что вы здесь на форуме забыли? Меня прям радует нашествие на форум всяких "советчиков-анонимов". 

Наоборот директора из 404 уехали, в Зеленограде дышать легче стало. 

А идти в отрасль надо через НИИ, а если его поблизости нет, то завод. А ВУЗы сейчас это днище.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 04.06.2023 в 19:55, Ascold сказал:

или же всё-таки "какая-то квалификация не благодаря, а вопреки институту"? 

Вставлю свои три копейки.

Для начала посмотрите требования к вакансиям - какой ВУЗ чаще упоминается. Во всяком случае, часть вопросов отпадёт.

По факту, научить человека ничему нельзя. Человек может обучиться только сам. Учитель ему лишь помогает. Аллегорически выражаясь, подталкивает машину, когда колесо село в яму, что бы выскочила, дальше машина едет  сама, если хочет конечно.

Зачем нужно высшее образование? Для знаний? Не, что бы на работу взяли. Если бы смотрели на умения, то и ВУЗ нафиг бы не нужен был бы (не показатель, но всё же. в Арзамасе 16-м в сороковые ядрён батон рассчитывал человек (не один) у которого не было высшего образования, он так и не закончил универ. вопрос подхода).

Другое назначение ВО - понимание, что человек обучаем, спорно, но что есть. С критериями вообще туго. Был у нас выпускник, на вопрос шефа - а "чё" ты сюда поставил? Отвечает - могу другое поставить, "чё" хотите, то и поставлю. Обосновать не может (или не хочет?). Долго не задержался. Вообще, способность мыслить не прилагается ни к одному диплому.

А обучение в вузе ... ну не, оно даёт некоторую систему или систематизацию знаний (навыков), но кто преподаёт? Человек, который не отличит резистор от конденсатора? Или преподаватель сыпящий матрицами S-параметров, но при этом не собравший ни одного приёмника?

Учитесь сами, а ВУЗ - удобство, количество вакансий, аутентичность, понты наконец

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...