Перейти к содержанию
    

Измерение сопротивления обмотки мотора

В начале расскажу как измерение делаю сейчас, а после жду отзывов и предложений. Двигатель допустим трехфазный PMSM, но это не сильно важно. Сопротивление обмоток статора порядка ~4 мОм и хочется измерять его с точностью не хуже 10-20%.

Двигатель подключён к мосту из MOSFET ключей (Rdson ~ 0.8 мОм), доступны измерения тока и напряжения на всех фазных выводах. Используется симметричная ШИМ, а выборки значений тока делаются по центру периода, выборки напряжения чуть позже (+1 мкс). Частота ШИМ 28 кГц, разрешение таймера 2940. Величина DeadTime и минимального импульса около 200 нс, в зависимости от схемотехники конкретного контроллера от 70 до ~600 нс.

Измерение сопротивления очевидно производится с помощью известного выражения Rs = U / I. Где, U - вычисляется исходя из напряжения звена постоянного тока и коэффициента заполнения модуляции, I - измеряется непосредственно. Основные погрешности возникают от того, что U известно не точно из-за подавления импульсов малой длительности и неопределённости во время DeadTime. Что делается для компенсации погрешности измерения U?

1) Величина заполнения модуляции поднята по всем фазам на длительность минимального импульса, таким образом исключается нелинейность на малых значениях заполнения;

2) Измерение делается на двух значения тока (20А и 5А) с помощью выражения Rs = (U1 - U0) / (I1 - I0), таким образом исключается постоянная составляющая в U, которая может появится из-за DeadTime;

3) Используются измерения фазных напряжений для восстановления фактической длительности импульсов и компенсации погрешности из-за DeadTime. Схема аналогична интегрированию напряжения в течение периода модуляции, но в моем случае вместо интегратора используется аналоговый RC фильтр (с постоянной времени ~25 мкс) перед АЦП и цифровой КИХ после АЦП, который восстанавливает среднее за период напряжение по двум последовательным выборкам.

 

Допустим напряжение звена постоянного тока 30в. Погрешность измерения Rs без этих компенсаций составила бы (200e-9 / 35e-6) * 30 (В) / (20 - 5) (А) ~ 11 мОм, что неприемлемо много. С компенсацией есть варианты, например когда, используется п.3 и не используется разница доходит до 3 мОм. То есть видимо, одних только п.1 и п.2 недостаточно, а на п.3 я не очень рассчитываю из-за того, что там делается самокалибровка коэффициентов FIR по результатам которой можно судить лишь о дифференциальной точности измерения среднего напряжения, но не по абсолютному значению. Другими словами, достаточно точный результат получается, только когда используются все три пункта.

Точность оцениваю увеличивая ток (40А, 60А, ...) зондирования и уменьшая напряжение звена постоянного тока (15в), если оценка Rs при этом не уходит больше требуемых 10-20%, то считаю измерения достаточно точными. Эталона или средств измерения таким малых сопротивлений у меня нет.

 

Погрешности датчиков тока, температурный дрейф, и другие типичные источники ошибок здесь не рассматриваю, это все в пределах 5%. Температурный дрейф сопротивления обмоток во время измерений тоже не превышает 5%.

 

Изменено пользователем amaora

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не понял, в чём вопрос или сомнение?

Метод измерения так себе. Ничто не мешает в "мёртвый' период измерить сопротивление нагретой обмотки правильно, но для этого схемотехникой придётся заняться.

Вы хотите нас подключить к этому занятию? Или Вы хотите иного решения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

28 minutes ago, A.V.Avtomat said:

Не понял, в чём вопрос или сомнение?

Узнать кто как решает подобную задачу.

 

29 minutes ago, A.V.Avtomat said:

Ничто не мешает в "мёртвый' период измерить сопротивление нагретой обмотки правильно

Как именно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, amaora сказал:

Узнать кто как решает подобную задачу.

Как именно?

"Милиомметром" подключённым к ней. "Милиомметр" - разумеется схема, висящая на обмотке.

Я так понимаю, что эту задачу никто не ставил и не решал, Вы - первый.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 25.02.2024 в 21:52, amaora сказал:

Эталона или средств измерения таким малых сопротивлений у меня нет.

Поэтому и погрешности у вас странные, прежде чем заниматься темой, всегда с начала покупают эталон или измеритель, потом всё остальное). Как минимум легко можно купить 0.003 Ом 1% собрать мост и уравновесить его, питать импульсами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Quote

 

Измерение делается на двух значения тока (20А и 5А) с помощью выражения Rs = (U1 - U0) / (I1 - I0), таким образом исключается постоянная составляющая в U, которая может появится из-за DeadTime;

 

 

 

Только так. Никакие компенсации не помогут. Главное условие - постоянный ток. От него все погрешности

Изменено пользователем somebody111

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Из контекста следует, что это надо для определения перегрева обмоток.

Однако такие измерения требуют дополнительных элементов на плате, и результат будет весьма условный поскольку одновременно измеряется и сопротивление всяких контактов на проводе, причем эти контакты имеют термоЭДС. Не проще ли термистор в обмотки вклеить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Stepanov said:

Из контекста следует, что это надо для определения перегрева обмоток.

Нет. Это измерение сопротивления для использования в модели двигателя в векторном контроллере. Измерять позволено только имеющимися средствами (техфазный мост, измерения тока фаз, измерения фазных напряжений пропущенные через RC-фильтры, напряжение DC звена), без дополнительных инструментов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Извините, не вчитался. Тогда вот труды, прямо во вашему вопросу.

Сначала по скорости нарастания тока измеряют индуктивность, а потом по скорости спада тока (в замкнутой на землю фазе) определяют сопротивление.

Детально и без лишней воды это описано в параграфе "4. Method" стр3 (479) в "A Simple Method for Stator Inductance and Resistance.pdf"

Еще есть метод измерения сопротивления фазы через измерение тока и напряжения на ней, но для этого надо добавить датчики напряжения на фазы.

 

Stator resistance identification of PMSM.pdf

A Simple Method for Stator Inductance and Resistance.pdf

++++++++++++++

И очень рекомендую вот этот документ по стендовому определению параметров элмашин, тут описана реализация (уже) стандартных мировых методов.

!Automatic Identification of Machine Parameters for Motor Drives.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 19.05.2024 в 02:39, Stepanov сказал:

в замкнутой на землю фазе

Т.е. парой транзисторов, если не вообще одним пополам с диодом, и при этом у автора нет неискажённых напряжений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Напряжения (кроме напряжения звена постоянного тока, т.е. питающего в данном случае) при этом методе не измеряются. И да, измеренное сопротивление это будет суммарное сопротивление всей цепи фазы включая сопротивление двух транзисторов. Но если сопротивление транзисторов и проводников известно (измерено априори например) то его можно вычесть и и получить именно сопротивление обмотки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Stepanov сказал:

если сопротивление транзисторов и проводников известно

Не известно — измеритель напряжений у автора есть, но не для такой задачи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...