Перейти к содержанию
    

Запуск асинхронного двигателя с помощью ЛАТР

Добрый день! 

Есть асинхронный движок на 30 кВт (380 В, 3Ф), который крутит насос. Этот двигатель нужно пускать плавно в идеале в пусковым  током в 1 - 1,5 от номинального, стабилизации и управления никаких не требуется - просто плавный пуск.
Ставить частотник нельзя ни в коем случае - рядом чувствительное к помехам оборудование, тиристорное/симисторное УПП - тоже плохо, помехи.
Подумываю над тупым, но кондовым решением - питать двиг от трехфазного ЛАТРа. На мою мощность я нашел только с ручным управлением - тупо ручная крутилка - на выходе от 0 до 400В. На крутилку ставим серво, или шаговик. Должно работать вообще без помех - даже искровых/разрядных от реле. Процесс запуска - выкручиваем выход в "0", включаем сетевое реле на двигатель, плавно за 10-20 секунд поднимаем выход до номинала. Выключение в обратном порядке.
Да решение монструозное - я представляю габариты и вес ЛАТРа, на эту мощность)  Но иного пока в голову не приходит.
Покритикуйте решение. Подскажите пожалуйста про нюансы запуска асинхронника от ЛАТРа, у кого есть опыт подобного.
Возможно ли также от одного ЛАТРа запускать несколько движков (10 штук, движки на 1 и 2 кВт)?

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

30 КВт это маслянный ЛАТР. Прибор достаточно редкий. И движок его подвижного контакта  сколько проживет при такой нагрузке- вопрос открытый. Если это угольная щетка то она масло своими опилками загрязняет.

Вообще то современный частотник но с обязательным синусным фильтром на выходе и экранированным силовым кабелем не так уж сильно шумит. Синусный фильтр на 30 КВт конечно удваивает  стоимость частотника, но если очень надо.

Как дешевое решение, и потому что это насос- предварительно раскрутить движок и насос от маломощного асинхронника полтора или около киловатта через ременную передачу с электромагнитным сцеплением например от автомобильной климы. Будет намного дешевле чем автотрансформатор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если продолжить мысль в данном направлении, то можно рассмотреть индукционный регулятор вроде: https://se33.ru/induction-voltage-regulators/8-induction-voltage-regulators/205-simple-triphasic-rotary-nta.html

А скользящие контакты ЛАТРа долго не продержатся.

А так неясна боязнь помех. При желании, все можно зафильтровать - вопрос цены и целесообразности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А УПП это и есть симмисторный фазный регулятор, он помех выдаёт не менее чем любой трёхфазный преобразователь.

С ЛАТРами при 30кВт с нагрузкой в виде насоса может быть неожиданная засада (о ней в одной старой книжке старого опытного электрика было написано, штука не очевидная) насос имеет сильно нелинейные нагрузочные характеристики. Короче говоря большой шанс что никакого плавного разгона с ЛАТР не получится, на малом токе мотор не будет входить в синхронизм, а потом на очень небольшом участке уже почти полного рабочего тока быстро выйдет на номинальные обороты. Не надо забывать что у асинхронных машин обороты прежде всего частотой тока определяются, а ЛАТР ей вообще никак не меняет, и это будет попытка регулирования за счет скорости проскальзывания в несинхронном режиме, что в случае полного успеха при такой мощности приведет к.. перегреву ротора. Да да.

Правильное решение тут одно: отставить догматизм и действовать грамотно. А именно обеспечить требуемый комплекс мер по устранению помех от нормального частотного преобразователя. Это фильтры на входе, фильтр на выходе, причем хороший LC фильтр с требуемой полосой частот, и да он будет по размеру больше чем сам преобразователь, это нормально. Правильный кабель. правильное заземление. Правильный железный шкаф расположенный подальше от приборов. Практически это не сложно и не дорого и обеспецит наилучший результат. Этим путём от ПЧ помех будет меньше чем из питающей сети 3х400В.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

On 2/24/2022 at 1:54 PM, Quantum1 said:

двигатель нужно пускать плавно

 

On 2/24/2022 at 1:54 PM, Quantum1 said:

Ставить частотник нельзя

насколько часто надо включать? можэт раскрутить частотником а потом перекинуть напрямую в сеть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В качестве ЛАТРа можно использовать стабилизатор напряжения на нужную мощность, типа такого: https://resanta.ru/trekhfaznyy-stabilizator-elektromekhanicheskogo-tipa-resanta-asn-300003-em/. В нем уже есть почти все, что нужно - сам ЛАТР, привод, измерительные цепи. Нужно только либо переделать управление, либо переписать прошивку. Но цена порядка 100 к...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 24.02.2022 в 13:54, Quantum1 сказал:

Ставить частотник нельзя

Если частотник сертифицирован, значит он прошёл испытания на помехи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Помимо частотника (самого логичного решения) из относительно простого вижу два решения- трансформатор с переключаемыми отводами или схему, где пуск идет при обмотках двигателя, собранных в треугольник с токоограничительными резисторами, а после выхода на режим происходит переключение на "звезду"
Ну и советую автору подумать, а так ли нужен именно "плавный" пуск. Подозреваю, что достаточно просто старта с полуторным током, с переключением в нормальный режим работы через несколько секунд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тут моторик на 30кВт. Любые методы изменения напряжения для уменьшения (а увеличить сверх номинальной увеличением напряжение невозможно) оборотов основаны на использовании мотора в режиме с большой скоростью проскальзывания, и в этом случае во первых никакие 20...30кВт от него не получить, даже на половинной от номинальной скорость вращения, получить удастся максимум 5-6кВт. Во вторых это нелинейный и нестабильный режим сильно зависящий от  нагрузки, практически это неприменимо. В третьих это режимы с малым КПД, и потери будут в роторе, он будет перегреваться. Трансформаторы с отводами применяются во всяких небольших двухфазных моторах для вентиляции, те моторы специально рассчитаны для работы с большими скоростями проскальзывания, в большинстве моделей у них внешний ротор и интенсивное охлаждение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У человека похоже классическая задачка- ограничение пускового тока асинхронника,на валу которого постоянно висит насос. Есть опять же известные много лет методы- коммутация звезда/треугольник, если надо увеличить ток и момент (не наш случай), включение последовательно на момент старта резисторов или дросселей для уменьшения тока. Тут главное не перестараться, иначе двигатель под нагрузкой просто не запустится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1. Попробуйте реакторный пуск (запускаем через реактор, потом выкорачиваем его).

2. Автотрансформаторный пуск - нечто вроде вашего ЛАТРа. Но ЛАТР долго не проживет.

3. Может быть, есть смысл использовать асинхронник с фазным ротором? Тогда отработанное решение - реостат со ступенчатым переключением.

4. В случае фазного ротора вообще открывается много возможностей по пуску и даже регулированию, например в каскаде с другой машиной или преобразователем частоты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

On 11/20/2023 at 10:09 PM, Stepanov said:

А УПП это и есть симмисторный фазный регулятор, он помех выдаёт не менее чем любой трёхфазный преобразователь.

С ЛАТРами при 30кВт с нагрузкой в виде насоса может быть неожиданная засада (о ней в одной старой книжке старого опытного электрика было написано, штука не очевидная) насос имеет сильно нелинейные нагрузочные характеристики. Короче говоря большой шанс что никакого плавного разгона с ЛАТР не получится, на малом токе мотор не будет входить в синхронизм, а потом на очень небольшом участке уже почти полного рабочего тока быстро выйдет на номинальные обороты. Не надо забывать что у асинхронных машин обороты прежде всего частотой тока определяются, а ЛАТР ей вообще никак не меняет, и это будет попытка регулирования за счет скорости проскальзывания в несинхронном режиме, что в случае полного успеха при такой мощности приведет к.. перегреву ротора. Да да.

Правильное решение тут одно: отставить догматизм и действовать грамотно. А именно обеспечить требуемый комплекс мер по устранению помех от нормального частотного преобразователя. Это фильтры на входе, фильтр на выходе, причем хороший LC фильтр с требуемой полосой частот, и да он будет по размеру больше чем сам преобразователь, это нормально. Правильный кабель. правильное заземление. Правильный железный шкаф расположенный подальше от приборов. Практически это не сложно и не дорого и обеспецит наилучший результат. Этим путём от ПЧ помех будет меньше чем из питающей сети 3х400В.

 

On 12/14/2023 at 3:53 PM, Stepanov said:

Тут моторик на 30кВт. Любые методы изменения напряжения для уменьшения (а увеличить сверх номинальной увеличением напряжение невозможно) оборотов основаны на использовании мотора в режиме с большой скоростью проскальзывания, и в этом случае во первых никакие 20...30кВт от него не получить, даже на половинной от номинальной скорость вращения, получить удастся максимум 5-6кВт. Во вторых это нелинейный и нестабильный режим сильно зависящий от  нагрузки, практически это неприменимо. В третьих это режимы с малым КПД, и потери будут в роторе, он будет перегреваться. Трансформаторы с отводами применяются во всяких небольших двухфазных моторах для вентиляции, те моторы специально рассчитаны для работы с большими скоростями проскальзывания, в большинстве моделей у них внешний ротор и интенсивное охлаждение.

 

 

Благодарю, за развернутый ответ! Собственно понимаю эти про ЛАТР нюансы, но вы еще подтвердили мои мысли.

С импульсными очень сложно - рядом измерительное оборудование, и частотник даже на 1 кВт, уже хорошенько ловится им. Видимо единственный вариант ставить частотник за километр хорошенько фильтровать выход и тянуть уже к двигателю.

 

On 12/15/2023 at 4:53 PM, injener said:

1. Попробуйте реакторный пуск (запускаем через реактор, потом выкорачиваем его).

2. Автотрансформаторный пуск - нечто вроде вашего ЛАТРа. Но ЛАТР долго не проживет.

3. Может быть, есть смысл использовать асинхронник с фазным ротором? Тогда отработанное решение - реостат со ступенчатым переключением.

4. В случае фазного ротора вообще открывается много возможностей по пуску и даже регулированию, например в каскаде с другой машиной или преобразователем частоты

Мотор уже есть, менять его нельзя.

On 12/15/2023 at 4:42 PM, sanya221 said:

У человека похоже классическая задачка- ограничение пускового тока асинхронника,на валу которого постоянно висит насос. Есть опять же известные много лет методы- коммутация звезда/треугольник, если надо увеличить ток и момент (не наш случай), включение последовательно на момент старта резисторов или дросселей для уменьшения тока. Тут главное не перестараться, иначе двигатель под нагрузкой просто не запустится.

Реле применять не желательно, - сильные помехи при переключениях.

On 12/1/2023 at 7:53 AM, dOb said:

Если частотник сертифицирован, значит он прошёл испытания на помехи.

Измерительному оборудованию пофиг на все эти сертификаты)))

 

естественно процессор эти помехи не собьют - но изгадить сигнал с датчика до неузнаваемость, когда ты и так его показания на уровне шумов фильтруешь/ловишь и киловатных инвертер может спокойно.

Изменено пользователем Quantum1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Quantum1 сказал:

Видимо единственный вариант ставить частотник за километр хорошенько фильтровать выход и тянуть уже к двигателю.

Познакомитесь с проблемой длинного кабеля со всеми вытекающими

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...