Перейти к содержанию
    

Простые схемы на транзисторах

Всем привет.

 

У меня есть совместный проект с радиокружком для детей. Сначала придумывали схемы сами, но т.к. схем нужно много, а наша фантазия уже иссякла приходится обращаться за помощью к сообществу.

 

Необходимо разработать/найти и адаптировать простые схемы на транзисторах и операционных усилителях. Схемы должны быть интересными для детей и обучающими. Например, звуковые эффекты, имитаторы, переговорные устройства, радиоприемники/передатчики и т.д.

 

Необходимо составить схемы из ограниченного числа компонентов. Есть определенный "банк" резисторов, конденсаторов и прочего (подробности в личке).

 

Каждую схему необходимо будет оформить в виде аннотации (одно предложение о том, что делает эта конструкция), принципиальной схемы и описания принципа действия (желательно кратко, но максимально понятно).

 

Схем нужно много. В идеале хотим собрать 3-4 сотни схем.

 

 

Оплата за каждую схему отдельно или за много сразу, как удобнее исполнителю.

 

Кто хочет принять участие- пишите в личку или на мыло rcdimon[]yandex,ru. Договоримся о цене и условиях сотрудничества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да я понимаю, что схем много существует. Но они все совершенно разные. А мне необходимо адаптировать их под конкретную элементную базу. Чтобы можно было собрать из определенного ограниченного набора компонентов. У самого не хватает уже ни времени ни сил на это. Поэтому и пишу тут об этом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Когда я был маленький, пошел в радиокружок в дом пионеров. Я хотел научиться разбираться в схемах, чтобы глядя на нее понять, чего же она делает...

Записался, там сидел 40летний препод, сказал, ну чтож, давай. А тут как назло, дорога в дом пионеров шла через узбекский район. И нас время от времени поджидали узбечата.

Кто жил в Средней Азии, знает, трендюлей схватить в такой ситуации на раз. Но я очень хотел научиться разбираться в схемах. И рискуя здоровьем ходил на занятия.

Препод сказал "научу, ты будешь собирать усилитель, но начинать надо с азов...с изготовления платы". И дал мне огрызок одностороннего текстолита.

Я его обпилил и обработал напильником за два занятия. Препод сказал "неаккуратно, работай еще". Потратил еще четыре занятия, шкурил медь, точил края, обрабатывал заусенцы.

Через четыре занятия (а мы помним, как мне доставались эти походы, два раза пришлось удирать от компании узбеков, один раз с их стороны был велик). Вы удирали когда нибудь от велика?

Короче, эта сволочь препод на шестом занятии приложил линейку к краю платы, показал на просвет 0.1мм неровность по краю и сказал "надо пилить еще".

И тогда я понял, в доме пионеров меня ничему не научат. Через пару лет, отец притаранил мне Хорровиц Хилла, где простым языком все расписано, через полгода я начал свободно читать аналоговые схемы.

Извините за вступление...

Итак, транзисторы Ваши, современным детям, как та самая плата для меня 25 лет назад, нафиг не нужны.

Область применения аналоговой техники в чистом виде сузилась до силовых источников питания, и СВЧ схем.

Все остальное делается на микросхемах, завязано на программировании микроконтроллеров, и все это сверху накрывается программированием верхнего уровня и сетевым программированием.

Поэтому обучать детей транзисторам это делать их изначально неконкурентно способными дебилами.

 

Пацаны это маленькие взрослые. И они легко поймут и микропроцессоры, и ПЛИС, и Web интерфейсы, и JAVA скрипты (тем более JAVA скрипты).

Зачем заставлять их делать 52 схемы мультивибраторов на трех транзисторах, когда можно дать им в зубы AVR и пускай пишут светомузыкальные приставки, которые играют мелодии и выводят на сверхяркие светодиоды любой световой рисунок.

 

Мое мнение, надо развивать детишек в тех направлениях, которые сейчас востребованы и в цифровой и в аналоговой технике.

Аналоговая техника, это две области

1. Оцифровка данных, неважно будет это микрофон или датчики температуры или давления, перемещения

Готовые наборы можно купить в Мастер КИТ

2. СВЧ часть, построение приемников и передатчиков на спутниковые и мобильные диапазоны, ну или как минимум на частоты сигнализаций.

Тут посложнее, ну RF спецы подскажут счего начать

 

Цифровая техника

1. Собственно цифровые схемы. Весь диапазон цифровых схем охватывает программирование ПЛИС. Одна микросхема, и можно в нее впихнуть любую, ЛЮБУЮ, цифровую схему для радиокружка

Обучение вести на языках Verilog, VHDL. И когда пацанчик написав код увидит как у него заработала схема, пищать будет до потолка. Платы готовые купить в Мастер Кит

 

Программирование

1. Программирование микроконтроллеров, опять же отладочные платы в МастерКИТ, хочешь делай сам, там есть наборы, хочешь, купи готовую и пиши программы

2. Программирование WEB интерфейсов

3. Организация канала управления, когда через WEB интерфейс можно управлять микроконтроллером подключенным к интернет сначала через IP шлюз, затем WEB сервер написанный на микроконтроллере.

 

Печатные платы

1. Вот сначала пацаны программируют платы из МастерКИТ, а затем рисуют их сами в SprintLayout

И не надо их учить утюжной технологии, пускай сразу выгоняют проекты в гербер файлы и заказывают их в фирмах по изготовлению.

Тем более что 20 плат можно разместить на одной панели, и изготовить все разом, или даже натиражировать, если у кого получилась хорошая плата.

 

Как вершина деятельности,

забабахать на занятиях нечто управляемое по Интернет, например часы, домашнюю метеостанцию или видеонаблюдение, чтобы можно было посмотреть что показывает твой микропроцессор.

Например забор на даче.

Или радиоуправляемый робот, собранный на модулях радиоуправления, и модулях исполнительных механизмов, и силовой части, разными командами в кружке.

Так как это делают в буржуйских универах.

 

Вот тогда пацаны реально будут заняты конкурентным делом. А транзисторы...убитое время и деньги родителей. Только отпугнет пацанов.

Кому нужны мультивибраторы, когда они хотят собственноручно изготовленные рации и видеопередатчики иметь.

То есть все то, что могут современные мобильники, пусть хуже и слабее, но принципиально тоже самое. Вот это действительно их заинтересует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

доброго дня

Поищите аналогичную тему на kazus.ru - мы там как-раз обсуждаем современный р\кружок и его программу

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У нас в кружке была традиция сначала новичок пилил фольгированный прямоугольник под уголок (90 град), это занимало от месяца до полгода, у некоторых год, затем новичок переходил на следующий уровень и должен быть облудить эмалированную проволуку изначально конечно зачистив, следующий уровень это из платки что он сделал сделать полигон и только потом на полигоне собирать мультивибратор на двух транзисторах.

пологаю что эти три-четыре шага должны быть обязательными как вступительный экзамен. они отсеют те кто попали случайно, или того кто ищет свое хобби....

Только потом нужно все то что написал уважаемый tAmega.... не повезло с расположением кружка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поэтому обучать детей транзисторам это делать их изначально неконкурентно способными дебилами.

А не обучать -делать конкурентно способных потребителей импортных микрух срисовывающих схемы с даташитов, способных установить линух на каждую кастрюлю, но с ужасом узнающих , что их любимая цифровая техника внутре :) - аналоговая... с токами , напряжениями, а не с "1" и "0".

Просто всему свое время : в 8 лет мигалка на мультивибраторе, в10- приемник ,в 12 -усилитель в 13-14 - девочки. :)

 

2 Skaf стопицот простых схем вам никто не нарисует. Сделайте типа конкурса , посулите призы :) и устройте голосование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В книге "Радиоэлектронные игрушки" Войцеховский вы найдете то что вам нужно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Итак, транзисторы Ваши, современным детям, как та самая плата для меня 25 лет назад, нафиг не нужны.

Область применения аналоговой техники в чистом виде сузилась до силовых источников питания, и СВЧ схем.

Все остальное делается на микросхемах, завязано на программировании микроконтроллеров, и все это сверху накрывается программированием верхнего уровня и сетевым программированием.

Поэтому обучать детей транзисторам это делать их изначально неконкурентно способными дебилами.

Да, фтопку алфавит, он для отсталых. Надо сразу нормальные книжки читать. Пофиг, что многие буквы и правила написания неизвестны - там щас в современных книжках картинок много (комиксы называются), по ним всё понятно. :)

 

А не приходит в голову такая мысль, что начинать надо с транзисторов, с уровня принципов работы p-n перехода, с процессов в нём происходящих не для того, чтобы потом изобретать схемы на транзисторах, а для того, чтобы глубоко понимать происходящее в уже готовых элементах - операционниках, цифровых микросхемах, чтобы понимать причины и следствия, знать и на уровне ощущений чувствовать, что такое входной ток опера и напряжение смещения, понимать, почему этот операционник работает на 20 МГц, а тот на 200 МГц, почему этой микрухе можно на выход прицепить ёмкость, а той нельзя, почему у ОУ с обратной связью по току совершенно другие характеристики, нежели у классического ОУ.

 

Моё глубокое убеждение: начинать надо именно с транзисторов, причём разбираться в их работе на уровне процессов - p-n переход, обеднённая зона, инжекция носителей, сопротивление эмиттера и базы, коэффициенты передачи и механизмы их возникновения, паразитные ёмкости, обратные токи, температурные эффекты, входные и выходные сопротивления различных каскадов и т.д. Именно это база электроники, именно понимание этой базы даёт основу для уверенного овладевания всем остальным, что вы перечислили. Иначе получается совсем не радостный результат.

 

Лично наблюдал молодого специалиста, причём очень неглупого, которого учили как раз с упором на современные технологии - парнишка отлично ориентировался в программировании и логике. Но в одной из первых же схем безхитростно прицепил светодиод (индикатор, красный вроде) напрямую на выход МК (AVR это был), 5-вольтовым питанием. На вопрос, как это он так поставил напрямую, без резистора, он недоумевая ответил: так в даташите прямо сказано что порты данного микроконтроллера такие хорошие, что допускают питание светодиодов напрямую (directly там было написано). У меня вот эта фраза не вызвала в своё время иного понимания, кроме как того, что это означает, что выход порта способен выдать достаточный для накачки светодиода ток и нет необходимости городить дополнительные ключи. Но что ток нужно ограничивать, что 5 В питания выйдут на порт, а светодиоду красному нужно порядка 2 В и 3 В надо где-то гасить, такой вопрос даже не вставал. Более того, было очевидно, что и порт 5 В выдаёт без нагрузки, а на нагрузке хотя бы единицы мА уже будет просадка, и надо смотреть по нагрузочным характеристикам в даташите.

 

Всё это понимание возникает сразу, тут даже и думать и рассуждать не приходится - это благодаря тому, что есть как раз понимание основ, того, как работает транзистор (пусть и полевой в данном случае). А у того парнишки даже и мысли по этому поводу не возникло. Хотя после объяснения он всё понял сразу и больше никогда подобных ошибок не совершал. Попутно, кстати, пришлось рассказывать ему об устройстве ключа-транзистора, чтобы было понятно, почему ток ограничен, какие причины лежат в основе его, на что это влияет и т.п. Как раз всё то, что он по-хорошему должен был бы получить в самом начале изучения современной электроники.

 

 

Пацаны это маленькие взрослые. И они легко поймут и микропроцессоры, и ПЛИС, и Web интерфейсы, и JAVA скрипты (тем более JAVA скрипты).

Зачем заставлять их делать 52 схемы мультивибраторов на трех транзисторах, когда можно дать им в зубы AVR и пускай пишут светомузыкальные приставки, которые играют мелодии и выводят на сверхяркие светодиоды любой световой рисунок.

А и не надо им 52 схемы делать. Достаточно пары-тройки. Но как следует, чтобы ориентировались как в любимой стрелялке. Заодно понагревать (феном)/поохлаждать (аэрозолью) схему, изменяя глубину ООС, чтобы было видно влияние собственных свойств полупроводников. А уж после этого идти дальше - микроконтроллеры, светомузыкальные дивайсы.

 

Мое мнение, надо развивать детишек в тех направлениях, которые сейчас востребованы и в цифровой и в аналоговой технике.

Аналоговая техника, это две области

1. Оцифровка данных, неважно будет это микрофон или датчики температуры или давления, перемещения

Готовые наборы можно купить в Мастер КИТ

Без понимания основ не будет хорошего устойчивого результата. Аналоговая техника ещё бывает измерительной, сигнальной, силовой, малошумящей и т.д. Даже грамотно выбрать операционник - это требует опыта и квалификации. Без понимания того, как устроен вход ОУ эту задачу с должным уровнем качества не решить. А вход ОУ - это дифкаскад. А дифкаскад - это два транзистора. А его параметры определяются параметрами этих транзисторов и их согласованностью и т.д. Т.е. надо, надо знать, как же устроен транзистор внутри, что там происходит и на что влияют те или иные эффекты. Знать надо на уровне принципа действия.

 

Цифровая техника

Цифровая техника внутри тоже аналоговая. Без знания основ очень сложно понять, что такое коэффициент разветвления по входу, что такое метастабильность, откуда она возникает и как и на что влияет, что такое "третье состояние" и как оно реализуется и почему переход в/из него как правило заметно медленнее, чем переход из 0 в 1 и обратно, наконец, что такое "сквозняки" и почему даже на КМОП логике возникает значительное потребление на высокой частоте. А так же и то, почему какой-нить 74LVC1G14 (триггер Шмитта), если он запитан от 5 В, а на вход подан логический уровень 3.3 В, начинает жрать неприлично много тока, хотя работает хорошо, устойчиво. Ведь он КМОП, да там ещё два порога, никак он не может, вроде, в статике потреблять десяток-другой мА (но тем не менее потребляет).

 

Программирование

Программирование тоже надо начинать с основ - с базовых элементов, а не с паттернов вроде "Фабрика классов".

 

С основной вашей мыслью - что нужно давать делать интересные поделки, а не тупо повторять схемы из книжки "1500 схем на транзисторах", целиком и полностью согласен. Но что изучение транзисторов надо исключить, согласиться никак не могу. Каждый электронщик должен пройти это и пройти не спеша, тщательно и вдумчиво. Много схем не надо (достаточно пару усилительных каскадов да какой-нить стабилизатор или генератор, но пропахать это как следует). Чем прочнее фундамент, тем устойчивее будут здания, которые на нём будут построены. Не секрет, что качество современных электронщиков заметно ниже прежней школы. Во многом это, конечно, из-за общего падения качества образования, но "тактическая" причина, в основном, состоит в том, что в учебных заведениях им сразу дают с уровня законченных компонентов, без подачи основ. А надо бы делать скорее наоборот - основы они всегда основы, а вся эта современная элементная база меняется каждые 3-5-7 лет чуть менее, чем полностью.

 

А обилие схем ТС нужно, как я понял, исключительно для того, чтобы все не делали одно и то же, чтобы разнообразие было.

 

Прошу прощения за множество букв, ну, и если что выразил в не вполне подходящей форме, тоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, фтопку алфавит, он для отсталых. Надо сразу нормальные книжки читать. Пофиг, что многие буквы и правила написания неизвестны - там щас в современных книжках картинок много (комиксы называются), по ним всё понятно. :)

...

Прошу прощения за множество букв, ну, и если что выразил в не вполне подходящей форме, тоже.

согласен на 99%

сам прошел через всё это, сам осваивал, сам так же советую подавать материал: pic-avr.narod.ru/MK-teoriya.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У нас в кружке была традиция сначала новичок пилил фольгированный прямоугольник под уголок (90 град), это занимало от месяца до полгода, у некоторых год, затем новичок переходил на следующий уровень и должен быть облудить эмалированную проволуку изначально конечно зачистив, следующий уровень это из платки что он сделал сделать полигон и только потом на полигоне собирать мультивибратор на двух транзисторах.

пологаю что эти три-четыре шага должны быть обязательными как вступительный экзамен. они отсеют те кто попали случайно, или того кто ищет свое хобби....

Только потом нужно все то что написал уважаемый tAmega.... не повезло с расположением кружка.

В таком кружке только и остаются те, кто умеет облудить эмалированную провОЛУКУ и полОгают, что надо заставит всех это делать (учусь у автора "облуживать").

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Есть серия неплохих конструкторов серии "Знаток", краткие описания можно посмтотреть тут. Цены разумные и схемы довольно неплохие, большая часть даже работает, остальные легко корректируются. Моим детям очень понравилось. В плане схемотехники дают не очень много, но энтузиазм подогревают неплохо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

всё зависит от возраста учащихся

До 14- одно, после - совсем иное!

до 14 неплохо идут теория на уровне крижек "Юный радиолюбитель". Ну, и основы техники безопасности, методики пайки, основы проверки схемы и деталей приборами.

А после 14 уже не только "спаем", а уже и на компе посмотрим, симулируем. Можно и программирование зацепить (у меня средне получилось - не было материальной базы, свой старый комп (286 тогда были) приволок...)

а в 16 на ура идут и программирование, и подключение к компу железа (да, с LPT и COM в этом плане было куда проще!)

Неплохо осваиваются и микроконтроллеры

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А не приходит в голову такая мысль, что начинать надо с транзисторов, с уровня принципов работы p-n перехода, с процессов в нём происходящи

Предложить шестиклассникам программу третьего курса института полный :cranky:

Изменено пользователем stfrd

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...