Перейти к содержанию
    

Асинхронный двигатель без подшипников на магнитной подушке

Добрый день,

 

позавчера видел на гановерской выставке такое чудо на 20КВатт с габаритами около 30см диаметра и 50 см длиной. Утверждается, что в вакууме, вернее при низком давлении его можно до 300тыс rpm разогнать. Показывала какая-то немецкая фирма - дочерняя ABB. Сегодня гуглил, и не нашел, а контакты на выставке хоть и взял, но, по дороге, куда-то посеял. Теперь гложат сомнения...

 

Утверждается, что типа ключевое ноу-хау - это правильный контроллер, который как-то поддерживает ротор так, что тот не касается вообще ничего. Также утверждается, что мотор может разгонять довольно тяжелые (150кг) болванки и для крепления этих болванок также ничего не требуется, то есть болванка должна быть закреплена на оси, не иметь биений при вращении (каких порядков я не понял) и мотор будет держать эти 150кг также на весу.

 

Как люди умудряются держать ротор центрировано, и ротор по оси вращения не улетает в какую-нибудь сторону?

 

Гуглил на эту тему, кроме поездов на магнитных подушках ничего не нагуглил. Теорию таких поездов я понимаю, но как это можно в мотор приложить, четкой картины не имею.

 

300тыс rpm при радиусе 15см, это 5км/с... пусть ротор там всего-то 7см, но всяко 2.5км/с получается.

 

Объясните, мне пожалуйста, как такое можно!?

 

Спасибо!

 

ИИВ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

так вроде как не ново это

https://ru.wikipedia.org/wiki/Магнитный_подшипник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

так вроде как не ново это

https://ru.wikipedia.org/wiki/Магнитный_подшипник

Совершенно так. Насосы с такими х-ками стоят в системах, где требуется достижение сверхвысокого вакуума (100-120 тыс об/мин при диаметре 10см самолично наблюдаю каждый день) и запускаются как правило при давлении не выше 10^-2 мбар.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

так вроде как не ново это

https://ru.wikipedia.org/wiki/Магнитный_подшипник

да, но у такого подшипника на роторе должно быть питание, а это означает или щетки, или еще что-то, что катится и передает ток от неподвижной части в подвижную.

 

Тут, как я понимаю, ротор совсем не содержит обмоток.

 

Правильно ли я понимаю, что на роторе находится мощный магнит, который удерживается внешним магнитным полем или таки есть какие-то технологии передать питание на вращающийся ротор на таких скоростях?

 

alexunder: много раз турбомолекулярные насосы видел и с ними даже, было дело, работал, но всегда думал, что там керамические подшипники стоят. Сейчас погуглил, да, и там тоже такое ставят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

у такого подшипника на роторе должно быть питание
хм, по ссылке же всё написано... неодим-ферум-бор рулят

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

хм, по ссылке же всё написано... неодим-ферум-бор рулят

Есть магнитные подвесы и без постоянных магнитов https://www.lesker.com/newweb/vacuum_pumps/...203,%203403.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

таки есть какие-то технологии передать питание на вращающийся ротор на таких скоростях?

Есть кольцевые трансформаторы для передачи энергии между статором и ротором без контакта.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Лет 10-15 тому назад показывали в МЭИ компрессор турбинного типа с валом на магнитных "подшипниках". Очень приличный коэффициент сжатия воздуха порядка 1,3-1,4. Очень высокие обороты. Точных значений уже не помню. Порядка 24-фазное питание. Основная проблема - остановка и запуск, т.к. ось "садится". Поразило. Что данный агрегат имел очень маленькие размеры : порядка 1-2 дм3, и на столе с полированной столешницей работал незакрепленным, без вибраций и никуда не съезжал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Подшипник-подшипник.. Лучше подумайте, как ротор не разрывает. И болванки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Подшипник-подшипник.. Лучше подумайте, как ротор не разрывает. И болванки.
Вот это правильное замечание, с этого надо начать, чтобы 200 тыс.мин получить. Много лет назад участвовал в работах по созданию высокоскоростной камеры для лазерных импульсов. Ротор подвешивался в откачаной колбе, был весом не более 50г и делался из бериллия (эксперименты ссо стальными роторами приводили к их разрыву). Достигнутые скорости вращения 1.7 миллионов в мин. При одном из запусков систему разнесло и болванка (ротор) пролетела в нескольких сантиметров от меня и пробила стенку стального сейфа, стоявшего в комнате. После этого всю систему перенесли в отдельное помещение и поместили за толстым пуленепробиваемым стеклом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот это правильное замечание, с этого надо начать, чтобы 200 тыс.мин получить. Много лет назад участвовал в работах по созданию высокоскоростной камеры для лазерных импульсов. Ротор подвешивался в откачаной колбе, был весом не более 50г и делался из бериллия (эксперименты ссо стальными роторами приводили к их разрыву). Достигнутые скорости вращения 1.7 миллионов в мин. При одном из запусков систему разнесло и болванка (ротор) пролетела в нескольких сантиметров от меня и пробила стенку стального сейфа, стоявшего в комнате. После этого всю систему перенесли в отдельное помещение и поместили за толстым пуленепробиваемым стеклом.

както за сейф обидно. на канале дискавери год назад показывали фильму про оружие будущего - демонстрировали испытание пушки гауса: энергоустановка занимала какойто цех, болванка с кулак размером выстреливалась в ящик с какойто ватой, ящик имел размеры невеликие - гдето метр в длину. он прекласно довил болвану.

хотя та пушка не выстреливала облака плазмы, как это делает реальная пушка принятая на вооружение.

 

а какой диаметр берилиевого ротора?

Изменено пользователем AlexRayne

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg

Гироскопы на магнитном подвесе не новость с 1970-х.

Ротор как раз из бериллия.

 

 

Игрушка:

http://www.youtube.com/watch?v=dyhn76YnlBQ

 

Для справки:

http://engine.aviaport.ru/issues/45/page16.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

300тыс rpm при радиусе 15см, это 5км/с... пусть ротор там всего-то 7см, но всяко 2.5км/с получается.

 

Объясните, мне пожалуйста, как такое можно!?

 

Вы сам процесс кручения видели или просто стенд ?

 

 

Ротор как раз из бериллия.

 

И зачем там бериллий ? Это далеко не самый прочный металл даже в 70-х годах прошлого века. А его низкая плотность и высокая цена делает его ещё менее привлекательным материалом для роторов-накопителей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg
И зачем там бериллий ? Это далеко не самый прочный металл даже в 70-х годах прошлого века. А его низкая плотность и высокая цена делает его ещё менее привлекательным материалом для роторов-накопителей.

 

Кто Вам сказал, что гироскоп - это инерционный накопитель?

 

Материал для космической техники, есс-но не чистый бериллий, а его сплавы. Сходите поучите металловедение, чтобы впредь нелепости не произносить.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Материал для космической техники, есс-но не чистый бериллий, а его сплавы. Сходите поучите металловедение, чтобы впредь нелепости не произносить.

 

Гироскоп - это другое дело, но судя по первому посту ТС речь идёт вовсе не о гироскопах, так как заявляется большой вес роторов (до 150 кг).

Кстати, гироскопы, которые мне приходилось разбирать, содержали сплавы похожие на нержавеющую сталь и титан. Легкие сплавы встречались редко. Хотя мой опыт в этой области не может служить эталоном из-за слишком малой выборки.

 

 

P. S.

Вы бы тогда тоже металловедение изучили, так как называть спалавы "бериллием" только из-за того,

что в них есть некоторое его количество (недоминирующее) тоже как-то непрофессионально.

 

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...