Перейти к содержанию
    

Современная "звуковая" схемотехника

Всем привет!

 

Озадачился тут (давно хотел, но руки не доходили) приобретением усилителя для наушников, искал преимущественно комбинированное решение - usb dac + усилитель для "ушей" (наушники Beyerdynamic DT770 Pro и DT990 Pro). Читал много в сети (ixbt, doctorhead и hi-fi и другие сайты). Сразу скажу, что хотя музыку в качественном исполнении люблю, hi-end'ом никогда всерьёз не интересовался, был немного наслышан, но не более. А тут, хочешь-не хочешь, пришлось соприкоснуться. И что-то как-то... немножко... шок.

 

Началось так. Читал посты/статейки про разные наушники, где опробовавший на практике народ делился впечатлениями, давал оценки, описывая "глубину сцены", "детальность ВЧ", "прозрачность и чёткость СЧ", "артикуляцию", "проработанность басов" и т.п. Было интересно, т.к. собственного опыта обширного нет. Потом перешёл на тему усилителей и там опять то же самое - "детальность, прозрачность, проработанность, артикуляция"... Тут стал недоумевать. Ну, с наушниками-то ясно: объект электромеханический, передаточная функция сложная, индивидуальная и т.д. Но усилитель-то ведь - совсем другая тема. По моему мнению идеальный усилитель просто должен идеально, т.е. без искажений передать сигнал со входа на выход, усилив его по мощности и согласовав с нагрузкой. Т.е. должны быть сугубо линейным устройством. Т.е. не вносить в сигнал ничего, никакой отсебятины. И поэтому всякие упоминая про "детальность", "проработанность", "артикуляцию" и прочее просто не уместны.

 

Но дальше стало ещё веселее. Пошёл по ссылкам из одного поста, где автор отсылал неведающих к сакральному знанию, что же такое Hi-End звук, и просто офигел.

 

Ссылка номер раз. Перлы оттуда:

 

Такая аппаратура должна быть построена:

 

1) на дискретных элементах, т.к. принципиально нельзя применять операционные усилители для усиления звуковых сигналов.

2) минимальное количество каскадов усиления.

3) максимальная линеаризация каждого каскада

4) по-возможности, отсутствие или минимальная глубина общих отрицательных обратных связей.

 

 

Окончательная оценка работы аппаратуры ТОЛЬКО на слух. А измерение параметров аппаратуры только для оценки работоспособности.

 

Нельзя сказать, чтобы эти ребята ничего не знали про существование ООС, но какие-то у них очень превратные представления.

 

Ссылка номер два. Перлы (выделение жирным моё):

 

Даже один каскад охваченный ОООС - это уже много: например, при усилении прямоугольного сигнала таким каскадом, на его выходе получаем прямоугольный сигнал с более крутым фронтом. Пусть даже без выбросов, но это уже ДРУГОЙ СИГНАЛ. Два каскада - ещё хуже. А три... уж извините...

 

Как то в журнале "ЗВУКОРЕЖИССЁР" была статья, посвящённая микшерским пультам. В которой было написано что в пультах за 1000000$ и за 1000$ применяются одни и те же ОУ и одна и таже схемотехника, но для пультов за миллион - ОУ подбираются на слух. То есть один из огромного количества. Причём подбор лишь приближает звук к похожести желаемого результата. И люди уже знают как именно и где будет задавлен звуковой тракт.

 

Может, всё дело в ОООС, которая используется вместо ООС? И что такое ОООС? Очень Отрицательная Обратная Связь? Или Офигительная ООС? Ну, а про подбор ОУ на слух "из огромного" количества - на это остаётся только аплодировать стоя.

 

Может, я чего-то не понимаю в схемотехнике? Объясните, кто в теме, плиз? Но пока это всё представляется разводом на бабки людей, далёких от электроники. Т.е. бизнес такой: создать пачку мифов и впаривать не разбирающимся в основополагающих принципах людям недорогие, в общем-то, по себестоимости изделия по конским ценам.

 

Смотришь на фотки потрохов тех же усилителей для наушников, так там половина ОУ стоит в DIP панельках. Поначалу удивился, потом узнал, что это специально сделано - это предоставляется возможность пользователю позаменять ОУ самостоятельно и "достичь" лучшего решения, став его "аффтаром". С последующим трындежом на соответствующих форумах. Это привлекает других любителей этого дела - вот и расширение целевой группы.

 

Простых высококачественных усилителей с хорошими характеристиками практически не существует - не выгодно это. Хотя сделать такую вещь было бы относительно несложно, современная элементная база это позволяет. Или всё-таки там есть какие-то неизвестные науке эффекты?

 

P.S. Тема, возможно, не для аналоговой электроники, а для общения. Если действительно тут дело не в технике, а в маркетинге, то, наверное, имеет смысл перенести.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Началось так. Читал посты/статейки про разные наушники, где опробовавший на практике народ делился впечатлениями, давал оценки, описывая "глубину сцены", "детальность ВЧ", "прозрачность и чёткость СЧ", "артикуляцию", "проработанность басов" и т.п. Было интересно, т.к. собственного опыта обширного нет. Потом перешёл на тему усилителей и там опять то же самое - "детальность, прозрачность, проработанность, артикуляция"... Тут стал недоумевать. Ну, с наушниками-то ясно: объект электромеханический, передаточная функция сложная, индивидуальная и т.д. Но усилитель-то ведь - совсем другая тема. По моему мнению идеальный усилитель просто должен идеально, т.е. без искажений передать сигнал со входа на выход, усилив его по мощности и согласовав с нагрузкой. Т.е. должны быть сугубо линейным устройством. Т.е. не вносить в сигнал ничего, никакой отсебятины. И поэтому всякие упоминая про "детальность", "проработанность", "артикуляцию" и прочее просто не уместны.

Добро пожаловать в удивительный мир фурри-фэндома аудиофилов. Там, в общем-то, всё такое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может, всё дело в ОООС, которая используется вместо ООС? И что такое ОООС? Очень Отрицательная Обратная Связь? Или Офигительная ООС? Ну, а про подбор ОУ на слух "из огромного" количества - на это остаётся только аплодировать стоя.

Предполагаю что Общая Отрицательная Обратная Связь которую использовать в хайэнд усилителях категорически противопоказано. Как следствие недопустимость применения ОУ потому что они без ОООС не функционируют.

По второй ссылке более менее вменяемо написано.

 

 

Может, я чего-то не понимаю в схемотехнике? Объясните, кто в теме, плиз?

...

Простых высококачественных усилителей с хорошими характеристиками практически не существует - не выгодно это. Хотя сделать такую вещь было бы относительно несложно, современная элементная база это позволяет. Или всё-таки там есть какие-то неизвестные науке эффекты?

ТТХ человеческого слуха недостаточно формализованы. Достигнув каких-то цифр по полосе пропускания, %кни, уровню шума и даже интермодуляционным искажениям вы не обязательно получите хорошо звучащий усилитель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Или всё-таки там есть какие-то неизвестные науке эффекты?

 

Думаю есть, но это скорее эффект когнитивного искажения.

 

По работе не раз встречался с похожими энтузиастами.

Делают усилители на лампах, ищут старые советские аутентичные детали, бумажные, слюдяные конденсаторы и т.п.

Прослушивают, тюнингуют. Ищут еще более старые детали. Ищут специальные облученные кабеля.

И ведь продают потом это все!

 

Брэнды дурят нас не меньше, если не больше. Стоит ли здесь искать справедливость?

 

 

 

 

Добро пожаловать в удивительный мир фурри-фэндома аудиофилов. Там, в общем-то, всё такое.

 

Не это не те. Тут скорее ретрофилы. Новая волна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

<Может, всё дело в ОООС, которая используется вместо ООС? И что такое ОООС? Очень Отрицательная Обратная Связь? Или Офигительная ООС?>

 

Там где на одну букву "О" больше - это <Общая Отрицательная Обратная Связь>. Про необходимость / наличие местных отрицательных обратных связей многие "Разработчики Hi-End" всё-таки,как ни странно, догадываются (очень низкий технический уровень большинства "разработчиков" секрет только для них самих).

 

Про усилители для наушников к примеру

http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php...%BA%D0%BE%D0%B2

 

Только среди действительно серьёзных конструкторов (есть и такие,но страшно узок их круг) условно говоря Российского Hi-End самодельщики и любители с Вегалаба "не являются авторитетами" - и это предельно мягко ...

Изменено пользователем Orthodox

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ИМХО не техническая тема. Все очень субъективно. Многое связано с воспоминаниями детства случайной прослушки интересной композиции на необычной аппаратуре (у меня есть одно такое - на ламповом телевизоре Огонек-2, без всяких смайликов - то, что я слышал на своем клоне Квода 405 звучало субъективно хуже старого телека - какая-то случайная гармония мелодии и искажений УНЧ на 6П14П+ТВЗ+1Ваттный динамик). Плюс привыкание (у них оно зовется прогревом и тренировкой аппаратуры и кабелей).

Больше всего прикололо, когда великие умы хай-энда пытаются объяснить положение шумовой дорожки на Спектралабе. Как же, 16 бит, а не минус 98дБ от FS. При чем параметром СПМШ оперируют постоянно.

Изменено пользователем ledum

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ИМХО не техническая тема. Все очень субъективно. Многое связано с воспоминаниями детства случайной прослушки интересной композиции на необычной аппаратуре (у меня есть одно такое - на телевизоре Огонек-2). Плюс привыкание (у них оно зовется прогревом и тренировкой аппаратуры и кабелей).

Больше всего прикололо, когда великие умы хай-энда пытаются объяснить положение шумовой дорожки на Спектралабе. Как же, 16 бит, а не минус 98дБ от FS.

 

Не всё чисто субъективно - есть и объективная часть например в части выдающихся за Hi-End однозначно неграмотных конструкций,например в части искажений по типу: отсутствие в некоей конструкции измеренных по обычных методикам искажений может и не привести к лучшему звучанию этой конструкции по сравнению с конструкцией со скажем так "худшими" параметрами (это одна из причин "лампомании"),но само наличие измеримых искажений совершенно однозначно говорит о недостоверности воспроизведения, и так далее...

 

И поскольку тут речь о чисто аналоговой схемотехники,то не стоит забывать про кризис именно аналоговой схемотехники (и не только в России),выражающихся в дефиците "аналоговых" инженеров.

Грамотных схемотехников в аудио ещё меньше ,чем в индустрии,поскольку в аудио можно взять буквально антикварную (из 50-х годов прошлого века) схему на лампах и паре десятков деталей и долго всем морочить голову про непревзойдённое звучание (обязательно на антикварных и дорогущих лампах) и даже преуспевать материально.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Лично я тоже считаю что идеальный усилитель должен усиливать и не более, но хоть я в молодости и работал звукорежиссером, я электронщик а не аудиофил. А потому ничего не понимаю. Или наоборот как раз понимаю :)

 

Дело в том что ламповые усилители славятся "теплым ламповым звуком" не потому что очень точно передают сигнал, а потому что вносят искажения, например вторую гармонику, которые субьективно дают "тепло". Другие аналоговые приборы вносят весьма заметные искажения. Скажем винил за счет неидеальности угла не может не добавить как минимум 1-1.5% искажений. И магнитофон за счет кривой намагничивания головок и ленты. Но слуха это не режет. В результате не только ностальгии, но и психоакустических факторов. Есть даже очень дорогой прибор повторяющий искажения магнитофонного тракта.

 

Еще один фактор - чисто коммерческий. По обьективным характеристикам уже выжали все капельки из киски. Добавление еще одного нуля в искажения заметить в слепом тесте невозможно. А вот "теплый, мягкий и т.д" усилитель можно продавать за десятки тысяч.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может, я чего-то не понимаю в схемотехнике? Объясните, кто в теме, плиз? Но пока это всё представляется разводом на бабки людей, далёких от электроники. Т.е. бизнес такой: создать пачку мифов и впаривать не разбирающимся в основополагающих принципах людям недорогие, в общем-то, по себестоимости изделия по конским ценам.

 

Ага, бизнес. Причем некоторые, идут методом от противного. Привели к нам солидного, образованного джентльмена, который, как оказалось, обругал супер-пупер дорогой усилитель для наушников другого, не менее солидного джентльмена. В результате поспорили, на недоступную простым смертным сумму, что он продемонстрирует супер дешевый усилитель, который должен выиграть на слепом тесте у профессионалов. Причем, по возможности в нем не должно быть дискретных усилительных элементов.

 

Недолго думая, собрали макет - вход на NE5532, выходной каскад на 6-ти NE5532 в параллель. На предварительное прослушивание пригласили пару музыкантов, они "ничого поганого не почув". На окончательной "битве", присутствовали дирижер и скрипач. Итог - наш усилитель был признан лучшим, по результатам воспроизведения нескольких жанров. Поскольку до этого я бегло пробежал форумы по поводу разделительных конденсаторов, то решил воспользоваться моментом, и попросил провести еще несколько тестов, в которых подключал дополнительные разделительные конденсаторы на входе (изначально необходимости в них не было, т..к. для установки нуля использовался интегратор). Вот здесь да, оба сразу отметили "резкое" звучание танталов и MLCC, "кашу" МБМ и абсолютно не заметили самых обычных MKT.

 

Так-что, верить нужно далеко не всем аудиомифам. ИМХО, все что требуется, это обеспечить минимальные THD и IMD (18k/19k) и стабильность переходной характеристики, не забыв, что у кабеля для наушников вполне приличная емкость.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

идеальный усилитель должен усиливать и не более

 

1. Собственно таким и должен быть Hi-End. То есть никакого "теплого лампового звука" быть не должно, звук,как и свежесть у осетрины

бывает только один (при безкомпромиссном подходе).

 

2. C источниками гораздо сложнее ввиду их явной неидеальности,причём самым качественным сейчас является не винил и прочие SuperAudio, а старый добрый CD , но с правильным транспортом и правильным DAC , а большинство современных на дельта- сигма АЦП,что совершенно не проходит именно для аудио и при безкомпромиссном подходе.

 

3. По объективным причинам: и правда выжали всё до капельки, но при "стационарном" синусоидальном сигнале,а вот при сильно нестационарном музыкальном,да в условиях сильно переменного импеданса акустики да с учётом много ещё чего...

 

Это вы однозначно погорячились :biggrin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Добро пожаловать в удивительный мир аудиофилов. Там, в общем-то, всё такое.

 

Для ознакомления также рекомендуется:

Теплый ламповый звук

Винил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Такая аппаратура должна быть построена:

 

1) на дискретных элементах, т.к. принципиально нельзя применять операционные усилители для усиления звуковых сигналов.

2) минимальное количество каскадов усиления.

3) максимальная линеаризация каждого каскада

4) по-возможности, отсутствие или минимальная глубина общих отрицательных обратных связей.

 

 

Окончательная оценка работы аппаратуры ТОЛЬКО на слух. А измерение параметров аппаратуры только для оценки работоспособности.

Все правильно.

Вы же , в конце концов ее слушать будете , а не показаниями приборов любоваться. Тем более , что никто не знает ,что на самом деле надо мерять. :)

У меня есть усилитель "Корвет" (не помню сколько) , думал , чего он так хреново звучит , грешил на оконечник . Он там какого-то хитрого класса авс (при разных уровнях работают разные выходные каскады от разных источников питания). Типа, экономия.

Оказалось , виной куча ОУ (штук 20) через которые идет сигнал, после отсечения всего не нужного ,звук стал намного приятнее.

У либой ОС есть какое-то конечное время срабатывания, что будет на выходе усилителя в то время, когда она еще не сработала? Усилитель станет усиливать на всю катушку. :)

Мне очень понравился усилитель "Quad" , там прямая коррекция искажений и общая ОС минимальна.

Еще я думаю, что роль нелинейные искажения сильно преувеличена : Какой муз инструмент их не издает.

А вот к фазовым искажениям человек более чувствителен.

Простые тесты : Запишите 19кГц и 20кГц на СД и послушайте, только не громко(ВЧ динамики могут сгореть) Если ничего не услышите -усилитель не очень плохой, ну а если запищит килогерц , то сами понимаете..

Еще если при прослушивании , вам хочется добавит "верхних" то усилитель тоже гауно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Всем привет!

 

Озадачился тут (давно хотел, но руки не доходили) приобретением усилителя для наушников, искал преимущественно комбинированное решение - usb dac + усилитель для "ушей" (наушники Beyerdynamic DT770 Pro и DT990 Pro). Читал много в сети (ixbt, doctorhead и hi-fi и другие сайты). Сразу скажу, что хотя музыку в качественном исполнении люблю, hi-end'ом никогда всерьёз не интересовался, был немного наслышан, но не более. А тут, хочешь-не хочешь, пришлось соприкоснуться. И что-то как-то... немножко... шок.

 

Я пользуюсь USB DAC HA-INFO NG27 + наушники GRADO SR-80

 

http://www.head-fi.org/t/435443/ha-info-ng...her-dac-headamp

http://www.whathifi.com/review/grado-sr80i

 

Звучанием очень доволен.

Правда когда начал хрипеть регулятор громкости кроме его замены

поменял (+добавил ) все конденсаторы на заведомо качественные + поменял ОУ на TI/Burr-Brown OPA627 (случайно завалялись)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ТТХ человеческого слуха недостаточно формализованы. Достигнув каких-то цифр по полосе пропускания, %кни, уровню шума и даже интермодуляционным искажениям вы не обязательно получите хорошо звучащий усилитель.

Что такое "хорошо звучащий усилитель"? Мне нужен усилитель высокой верности - чтобы он передал в нагрузку сигнал со входа без искажений (с минимальными искажениями). И не более того. Т.е. любой правильный усилитель должен "звучать" одинаково. А так получается, что это не усилители, а какие-то хитрые гибриды усилителя с интегрированными генераторами специальных искажений. И вокруг этого все споры - как какой усилитель "звучит".

 

Я бы ещё понял, когда говорили, что, дескать, нагрузка хитрая - емкостная/индуктивная, нужна специальная коррекция. Например, если нагрузка существенно индуктивная - динамические телефоны, то, по идее, усилитель должен обеспечить форму тока в нагрузке, задаваемую уставкой напряжения на входе. Т.е. иметь контур тока на выходе. Тогда форма колебаний мембраны (диффузора) нагрузки будет соответствовать форме сигнала источника. Но вот об этом ни слова нет. А только про вредность применения ОУ, рулезности ламп и транзисторов в классе А при отсутствии ООС. На мой взгляд, образование и опыт - это ересь. И к ОУ претензии не по делу - надо просто делать тракт на быстрых усилителях, с хорошей переходной характеристикой и, как следствие, с малыми искажениями ФЧХ. Ну, и учёт нагрузки, конечно, её характера.

 

У меня дома стоит обыкновенный стационарный УМ Sony, 70-ваттник. Слушаю с него на вышеупомянутые "уши" через внешний dac EMU-0204. Звук отличный - сочный, плотный, чистый. Именно на этом тракте стал различать разницу между lossless и mp3@320 kbit/sec. Вот и хотелось бы подобное решение, но не в виде здоровенного УМ, а в виде мелкой коробочки усилителя для наушников. И вот тут узнал много нового и удивлён. По ходу, искать особо смысла нет, искомого просто нет в природе - рынка для таких изделий, видимо, нет. Делать самому... Как-то тоже не вдохновляет - времени и интереса нет. Хотел решение "искаропки".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мне как то друг скидывал очередной результат слепого теста кабелей, когда перебирали несколько кабелей выше 5к вечнозеленых а потом пропускали сигнал через железную вешалку - никто не обнаружил разницы.Поищу ссылку - думаю сохранилась. Что касается вашей темы то можно долго говорить об очевидной тупости людей, которые пишут советы приводимые автором в начале поста - в моей памяти еще жив пост когда некто рекомендовал заземлять колпачок от потенциометра чтобы снизить шум квантования

 

_____________________________________

 

вспомнил даже ссылку

 

http://forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=148458.15

 

http://consumerist.com/2008/03/03/do-coat-...monster-cables/

 

ну и ссылка на известный ресурс для боее полного раскрытия темы

 

http://lurkmore.to/Аудиофил

________________________________________

 

 

Слушать этот околонаучный бред смысла не имеет, а всех этих форумных экспертов нужно гнать грязными тряпками. Если вы конечно не хотите покупать катушку за 600к, кондер за 200к или кабель хдми за хрен знает сколько

 

http://www.audiomania.ru/kondensator/duelu...0_v_silver.html

 

http://www.audiomania.ru/cable_hdmi/van_de...l_ultimate.html

 

http://www.audiomania.ru/analogue_intercon...c-platinum.html

 

 

Что хочу сказать - сейчас AD, TI и др выпускают очень хорошие приборы для аудио, кроме того у последнего есть референсы с усб, взгляните на сайте у них.

 

ПС. Вспомнил что еще где то продавался оптический кабель для питания аудиоаппаратуры - но ссылку к сожалению не смог найти

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...