Перейти к содержанию
    

Бесколлекторный ЭД от флоппи-дисковода

http://www.telesys.ru/electronics/projects.php?do=p077

актуально независимо от размеров мототчика

Изменено пользователем jonifer

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Серокой, вы, как я поняла, занимаетесь запуском того двигателя, который диски крутит. А могли бы вы сказать хоть несколько слов о том двигателе, который двигает головку? Как устроен тот узел? Там что, шаговый двигатель? Как он управляется?

Мне самой в этом разбираться сложновато, а вы уже дисковод раскурочили. Может заодно что-то и про тот двигатель сможете сказать? А то мне нужен слабосильный шаговый. Сначала думала из старого матричного принтера достать, но тот электричества много жрет. А из флоповода или CD-привода было бы в самый раз.

В CD шаговых нет, в дисководах нормальные только в 5дюймовых, в большинстве 3 дюймовах конструкция шагового затрудняет использование вне дисковода.

у имеющихся под рукой двигателей, от 5-дюймовых, обмотки по 72 - 77 Ом, от 5 вольт крутяться хорошо с четким шагом.

про узел перемешения головок, каретка скользит по направляющим, связана с шаговым через стальную полоску, она охватывает маховик на оси шагового.

у большинства трех дюймовых на оси шагового "винт" с большим шагом, каретка накручивается на него, и поблема в том что ось и винт одно целое и один из подшипников внешний.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В CD шаговых нет, в дисководах нормальные только в 5дюймовых, в большинстве 3 дюймовах конструкция шагового затрудняет использование вне дисковода.

 

А как же тогда им удается точно позиционировать головку, если они не шаговые? Я сама смотрела - там двигатель крутит червяк, как у мясорубки :), по которому ползает крючок головкодержателя. Ведь компьютеру же удается смещать ее с трека на трек? Аналоговым регулятором напряжения или тока управлять таким процессом просто невозможно, поскольку там трение покоя приличное - с места труднее сдвигать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А как же тогда им удается точно позиционировать головку, если они не шаговые? Я сама смотрела - там двигатель крутит червяк, как у мясорубки :), по которому ползает крючок головкодержателя. Ведь компьютеру же удается смещать ее с трека на трек? Аналоговым регулятором напряжения или тока управлять таким процессом просто невозможно, покольку там трение покоя приличное - сместа труднее сдвигать.

CD бывают как с шаговым двигателем в приводе каретки, так и с коллекторным. Насчет "аналогового" управления Вы ошибаетесь - оно как раз дает больший диапазон управления и лучшие характеристики, чем шаговый двигатель, но сложнее и дороже. В любом случае, привод каретки в CD отвечает за грубое позиционирование. Точное слежение за треком осуществляет привод фокусирующей линзы, которая может двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А как же тогда им удается точно позиционировать головку, если они не шаговые?

Вам все правильно обьяснили. Ключевое слова для поиска: серводвигатель и сервопривод. Принцип позиционирования в CD-ROM тот же, что и в класическом CD-DA - "аналоговый" сигнал ошибки позиционирования усиливается и вращает колекторный двигатель. При точном позиционировании сигнал ошибки отсутствует - двигатель стоит.

В плюсах такой системы скорость, точность и тот факт, что дискретность определяется не столько двигателем, сколько датчиками обратной связи.

Минус - в общем случае, всегда необходима обратная связь (например, контроллер позиционирования CD формирует сигнал ошибки для двигателя позиционирования только прочитав индекс текущей дорожки)

 

Удачи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может, поможет в размышлениях

 

О, спасибо! Вы как минимум прояснили назначение входа FG в некоторых микросхемах управления БЭД шпинделей дисков!

 

Серокой, вы, как я поняла, занимаетесь запуском того двигателя, который диски крутит. А могли бы вы сказать хоть несколько слов о том двигателе, который двигает головку?

К сожалению, я не разбирался в этом. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Принцип позиционирования в CD-ROM тот же, что и в класическом CD-DA - "аналоговый" сигнал ошибки позиционирования усиливается и вращает колекторный двигатель. При точном позиционировании сигнал ошибки отсутствует - двигатель стоит.

 

Откуда берется "сигнал ошибки"? Кто его вырабатывает? Там я вижу только концевой выключатель, о который каретка ударятся при упоре и более ничего, что бы смахивало на датчик положения.

Конечно, если они какой-то измеритель числа оборотов прямо в корпус двигателя впендюрили, тогда да. А так я этих датчиков в упор не вижу.

 

В плюсах такой системы скорость, точность и тот факт, что дискретность определяется не столько двигателем, сколько датчиками обратной связи.

 

Ну и где эти ваши "датчики обратной связи"?

Обращаю ваше внимание на то, что чтение с диска не может служить датчиком позиционирования, поскольку диски могут быть неформатированные (дисковод способен такие диски форматировать сам). Тоже самое относится и к лазерным дискам, поверхность которых до записи абсолютно однородная и не на какие дорожки не поделенная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Откуда берется "сигнал ошибки"? Кто его вырабатывает? Там я вижу только концевой выключатель, о который каретка ударятся при упоре и более ничего, что бы смахивало на датчик положения.

Правильно, это и есть концевой выключатель. С помощью штатной оптической головки читается индекс текущей дорожки. Например, сейчас 243-я, а нам нужна 658-я - вот и сигнал ошибки. Позиционируемся, опять читаем: 578-я, еще немного, читаем: 672-я. Перелетели... генерируем сигнал ошибки обратной полярности и т.д.

Конечно, если они какой-то измеритель числа оборотов прямо в корпус двигателя впендюрили, тогда да. А так я этих датчиков в упор не вижу.

Обороты можно брать с любого из датчиков холла, а можно и вообще не брать - но это уже другая история (CLV (если не ошибаюсь) - постоянная линейная скорость).

Ну и где эти ваши "датчики обратной связи"?

Обращаю ваше внимание на то, что чтение с диска не может служить датчиком позиционирования, поскольку диски могут быть неформатированные (дисковод способен такие диски форматировать сам). Тоже самое отнсится и к лазерным дискам, поверхность которых до записи абсолютно однорожная и не на какие дорожки не поделенная.

Как-то Вы к вопросу подошли уж слишком мн-н-н... эмоционально :)

Именно чтение диска и служит "датчиком" обратной связи для CD-DA, CD- и DVD-ROM(RW, RAM и т.д.), а так же HDD годов выпуска начиная с середины 90-х, когда окончательно отказались от шаговых двигателей и перешли на магнитные системы. На "дорожки", естественно, как бы поделена. Совсем уж основы достаточно неплохо изложены, например, у Шкритека, ну и "в оригинале": CD-DA Red Book

 

Удачи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Откуда берется "сигнал ошибки"? Кто его вырабатывает? Там я вижу только концевой выключатель, ..... А так я этих датчиков в упор не вижу.

Там все немного по другому. В задачу радиального привода вовсе не входит позиционироваться прямо на дорожку, на и нереально это - ширина дорожки в DVD, например, 0.7 микрон, не с такой топорной механикой это делать. Радиальный привод всего-навсего должен дотащить головку в зону, где в действие может вступить фокусирующяя линза, а уж искать дорожку и настраиваться на нее будет она сама. Сам радиальный привод работает с достаточно грубым шагом. В случае, если там стоит не шаговик, а коллекторный двигатель, где нибудь на валу также будет стоять энкодер типа колеса на мышке для отсчета шагов. Предвидя вопрос - зачем все это если можно поставить шаговик - коллекторник с соответствующим драйвером позволяет быстрее таскать головку.

Изменено пользователем =DS=

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, подниму тему. Подцепить и раскрутить всё вышло, весело крутится, всё хорошо, кроме одного "но". Почему-то в итоге всего этого у меня не получилось поднять частоту ШИМ выше 10кГц. При том, что частота драйвера до 50 кГц. Потому мотор гудит вполне слышно.

Думаю вот - это особенности мотора? Его катушки "гасят" короткие импульсы? Кто-то ещё пытался крутить мотором от флоппи, на какой частоте работал ШИМ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кажется, я тоже всерьез заинтеровалась безколлекторным двигателем из флоповода. Тем более что поломанных дисководов у меня много, а задача того рода, что не двигатель крутился, а четко позиционировался на определенный угол.

 

В этой связи хотела задать вопрос, как соединены между собой обмотки у этого двигателя? Т.е. те, что на каждом луче "звездочки" намотаны?

 

Motor.jpg

 

А лучше бы всю схему поиметь. Есть ли у кого?

 

А хотелось бы уметь поворачивать его, как раз, на угол между лучами, т.е. на 1/24-ю оборота? Это возможно, или он только крутиться может?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А лучше бы всю схему поиметь. Есть ли у кого?

...

А хотелось бы уметь поворачивать его, как раз, на угол между лучами, т.е. на 1/24-ю оборота? Это возможно, или он только крутиться может?

Думаю, он может только крутиться. Хотя бы потому, что инерцию никто не отменял, и мгновенно тормознуть его простыми средствами едва ли получится. Нужно организовать противовключение (скорее всего), а это сложно, и шансы на успех ничтожны.

Если у вас есть дисководы, то гораздо проще наковырять из них шаговых движков привода головки, вот они настоящие, шаговые.

Схемы у меня нет, но многое можно почерпнуть из описания драйвера двигателя, например, микросхемы LB1910 ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Там обычный бесколлекторный двигатель.

Авиамоделисты наловчились на подобных моторах подвесы для стабилизации камер делать.

В принципе всё, что нужно это управлять магнитным полем в зависимости от положения. Желателен все же дополнительный датчик: энкодер или что-то похожее.

 

P.S.: тоже такой хочу запустить в качестве привода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Желателен все же дополнительный датчик: энкодер или что-то похожее.

Там три датчика Холла, и ИС драйвера выдает по три импульса на один оборот двигателя. А энкодер этому моторчику зачем ?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Датчики годятся только для адекватной коммутации обмоток. Положение по ним задавать неловко. Энкодером же можно и скорость и положение отслеживать с известной точностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...