Перейти к содержанию
    

синхронизация частоты и фазы вращения 2 двигателей

Доброе время суток.

Сейчас делаю работу в университете по синхоронизации вращения двух двигателей для экспериметнов с вибрацией. С программированием и микроконтроллерами нет проблем, после двух месяцев мучений с горем пополам удалось сихронизировать скорость и разницу между полодениями осей в пределах 10%. Маленькие DC движки из CD-рома даже с навешанным барахлом(для увеличения иннерции) слишком быстро меняют частоту вращения, а большие движки не подходят - дорого и убьет еще кого если массы навешать.

Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают.

ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.

 

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

...

Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают.

ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.

 

Спасибо.

В приводе шпинделя HDD трехфазный синхронный двигатель.

Остальное там же.

Вентиляторы в писюках тоже с синхронными двухфазными двигателями.

Изменено пользователем evgeny_ch

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Доброе время суток.

Сейчас делаю работу в университете по синхоронизации вращения двух двигателей для экспериметнов с вибрацией. С программированием и микроконтроллерами нет проблем, после двух месяцев мучений с горем пополам удалось сихронизировать скорость и разницу между полодениями осей в пределах 10%. Маленькие DC движки из CD-рома даже с навешанным барахлом(для увеличения иннерции) слишком быстро меняют частоту вращения, а большие движки не подходят - дорого и убьет еще кого если массы навешать.

Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают.

ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.

 

Спасибо.

ИМХО Вы плохо описали задачу, попробуйте поподробнее. Задача состоит в том, чтобы 2 двигателя вращались с одной угловой скоростью?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ИМХО Вы плохо описали задачу, попробуйте поподробнее. Задача состоит в том, чтобы 2 двигателя вращались с одной угловой скоростью?

Вращать с одинаковой скоростью просто. После того как скорости будут равными, роторы должны поворачиваться синхронно. Скажем если на каждый ротор нацепить радиально полоску и принять что полоска отражает положение ротора, то моя задача программно задавать разницу положений этих двух двигателей 0-360 градусов. Надеюсь так понятнее.

 

В приводе шпинделя HDD трехфазный синхронный двигатель.

Остальное там же.

Вентиляторы в писюках тоже с синхронными двухфазными двигателями.

Спасибо. Вчера выяснил что в сидироме диск вращается синхронным двигателем. Друг выдрал двигатель дома а остальное выкинул, сейчас думаю где там выводы обмоток и вроде бы датчики холла запаралелленые есть. Пробовал гуглить, распиновки движка не нашел, скорее всего это стандартное исполнение, только где найти что куда и откуда если даже контроллера куда цеплялось нету.

На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2.

Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.

 

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вращать с одинаковой скоростью просто. После того как скорости будут равными, роторы должны поворачиваться синхронно. Скажем если на каждый ротор нацепить радиально полоску и принять что полоска отражает положение ротора, то моя задача программно задавать разницу положений этих двух двигателей 0-360 градусов. Надеюсь так понятнее.

Спасибо.

Так понятнее.

Это типичная задача теории автоматического управления - двухкоординатная стабилизация.

ДПТ, особенно маленький малоинерционный, очень удобный объект управления. Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять.

ИМХО Вам нужно для начала почитать ТАУ, определиться с обратными связями, записать дифуры, проверить устойчивость и, я думаю, у Вас все получится с постоянниками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Особо тут дифуравнений писать не надо.

Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять.

 

Да ладно вам, страху-то нагонять, всё как раз наоборот относительно ДПТ :)

 

Насколько понял задачу, надо синхронно вращать некие две небалансные маховые массы и иметь возможность сдвига по углу между небалансами.

 

Определившись с частотным диапазоном вибраций, я бы взял или пару одинаковых видачных капстанов, или пару БВГ с агрегатированными мс драйверов.

Из достоинств- есть встроенные частые тахогенераторы и сервометки 1 имп/оборот, часто уже усиленные до 5В логики. Управляется это дело напряжением.

У капстанов есть управление реверсом. У БВГ достаточно удобный для разбалансировки барабан/маховик.

 

А потом бы уже думал, чем ими управлять :) Можно ЧФД на логике, можно PID на м/к, а можно на ОУ, дело десятое.

 

 

 

 

 

Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера

 

+1. Без затей. Двигатель на хх работает практически, но прецессия частоты с ТГ, возможно, будет на некоторых режимах небаланс/rpm.

 

Эти вопросы, имхо, надо решать по мере их поступления

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Так понятнее.

Это типичная задача теории автоматического управления - двухкоординатная стабилизация.

ДПТ, особенно маленький малоинерционный, очень удобный объект управления. Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять.

ИМХО Вам нужно для начала почитать ТАУ, определиться с обратными связями, записать дифуры, проверить устойчивость и, я думаю, у Вас все получится с постоянниками.

Спасибо. С принципе я так и знал что этом закончиться(диф ур.). Поймите пожалуйста я практик, мой препод по ТАУ был подмухой почти всегда, года был рад, теперь жалею блин. Посоветуйте что нибудь попроще пожалуйста, не библию в 800 стр. если можно.

ДПТ уже работает но хреново, разницу скоростей на 5000 могу держать в пределах 15-30 об/мин чем ниже тем хуже. Собственно выбор и надежда пала на синхроники, так как он должен держать четко скорость, управление вроде можно выдрать из сидирома для начала. Я давно понял что велосипер постоянно изобретать глуппо, поэтому буду мучать уже готовые драйверы, так как люди всю жизнь им посвещают - большое им спасибо.

 

Вопрос. Жалко бросать ДПТ конечно, как считаете что можно добавить чтобы более точно выдерживать скорость, так как в влучае больших ассиметричных масс на роторе скорость не всегда постоянная с сожалению. Может регулирование по току? Думаю регулятор тока на ОУ собрать и резистор + конденсатор для ПИ регулятора. Вроде так давно делал.

 

Спасибо что напомнили про ТАУ ))

 

Да ладно вам, страху-то нагонять, всё как раз наоборот относительно ДПТ :)

 

Насколько понял задачу, надо синхронно вращать некие две небалансные маховые массы и иметь возможность сдвига по углу между небалансами.

 

Определившись с частотным диапазоном вибраций, я бы взял или пару одинаковых видачных капстанов, или пару БВГ с агрегатированными мс драйверов.

Из достоинств- есть встроенные частые тахогенераторы и сервометки 1 имп/оборот, часто уже усиленные до 5В логики. Управляется это дело напряжением.

У капстанов есть управление реверсом. У БВГ достаточно удобный для разбалансировки барабан/маховик.

 

А потом бы уже думал, чем ими управлять :) Можно ЧФД на логике, можно PID на м/к, а можно на ОУ, дело десятое.

 

+1. Без затей. Двигатель на хх работает практически, но прецессия частоты с ТГ, возможно, будет на некоторых режимах небаланс/rpm.

 

Эти вопросы, имхо, надо решать по мере их поступления

Универ получил свои ДПТ и вроде доволен, но я нет, я сделал ужасную дрянь так как сама идея крутить два мелких ДПТ и четко (для меня пока цель 1%) держать разницу фаз для меня не понятна - работаю с синхрониками до упора.

 

Вы полностью и точно описали мою задачу в одном предложении. Потом у меня упала челюсть от обилия терминов - класс, похоже придеться попатеть. Гугл помог понять многое:

-Под капстанами и БВГ Вы имели просто что можно использовать для механической части и датчиков ОС, но к сожелению никто не отдает видик на линчевание. Жаль. Поэтому попытаюсь остановиться на сидиромах - они вкусные и их много.

 

У меня вопрос, как управлять дравером синхронных двигателей ba6869fm. Я так понял вещь хорошая, я так понял моментом управлять можно напряжением, осцилятор надо повесить а что со скоростью ??

 

Надеюсь у Вас будет время ответить.

 

Спасибо.

 

Особо тут дифуравнений писать не надо.

Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера.

 

У меня один импульс на оборот, чтобы знать всегда позицию, а если болье чем один импельс на оборот будет то не скажешь где точно ротор. В общем нет пока денег на нормальный датчик в кодом грея, а было бы классно.

О регулировании на маленьких скоростях и не думаю, так как желательно мне сократить время оборота чтобы чаще узнавать текущую скорость. Скорость меряю не по импульсам за промежуток времени, а с помощью таймера от импульса до импульса, так что точность хорошая получается. Таймер 0 - FFFF.

Хотя можно думаю как то калибровать перед пуском руками двигатели, но мне что то не хочеться.

 

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

но к сожелению никто не отдает видик на линчевание. Жаль

 

Я не вижу в вашем профиле, где вы живёте, решая свою задачу, а то бы дал чего-нибудь

 

Капстанов рабочих я купил десяток за 500 рублей в местном радиодетальном магазине. БВГ будут стоить, думаю, чуть подороже 50 рублей - их можно сдать на цветмет :(

 

Вы не готовы сходить собственными ножками в сервисный центр и напрямую спасти их от затрат по складированию хлама?

Предварительно, рекомендую их обзвонить напрЕдмет наличия ТРЁХ штук одинакового партнамбера - один обязательно захочется разобрать до винтика....

 

Вы потратите полдня времени и 500-1000 рублей денех (по первости, потом вам их отдавать будут) на свой интерес. Он, Ваш интерес, этих затрат не стОит? :07:

 

В общем нет пока денег на нормальный датчик в кодом грея

 

Вот. Два замечания, если позволите.

 

1) Грей, Грея надо писать с большой буквы, примерно как свою фамилию;

2) Код Грея тут нах не спёрся. Вам хватит примерно сто импульсов на оборот таходатчика и одну сервометку 1 имп/об, относительно которой вы прикрутите свой небаланс одинаково на обоих двигателях

 

Спасибо. С принципе я так и знал что этом закончиться(диф ур.).

 

RhX - примерно одного с вами возраста, и/или ваш преподаватель. В любом случае - видак ему ни за что пока не понять :biggrin:

 

Он отписал вам тут совет про достаточность отключения и включение питания ДПТ "в нужное время" для вашей задачи в контексте фазового регулирования. :lol: Слегка позабыв про тормоз. Или не знав.

Электроникс глюканул на пару дней и это евонное сообщение и мой ответ остались только в памяти :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

RhX - примерно одного с вами возраста, и/или ваш преподаватель. В любом случае - видак ему ни за что пока не понять :biggrin:

 

Он отписал вам тут совет про достаточность отключения и включение питания ДПТ "в нужное время" для вашей задачи в контексте фазового регулирования. :lol: Слегка позабыв про тормоз. Или не знав.

Электроникс глюканул на пару дней и это евонное сообщение и мой ответ остались только в памяти :)

Да видак мне видимо не понять... :) Возраст не позволяет... :)

Да и зачем мне это надо, ведь видаки безвозвратно ушли в прошлое.

Если уж понимать, то уж сидирум какой-нибудь. :)

 

По поводу рассматриваемой задачи:

Здесь очень важен принцип регулирования, поскольку вибрация создает на валах двигателей некоторые динамические моменты, ни величину, ни форму которых заранее предсказать невозможно. Следовательно, необходимо выбирать грубый алгоритм управления, который я и описал в посте, слопанном злобным глюком.

Суть его такая:

Система управления 1го двигателя, на валу которого расположен датчик положения, работает в режиме стабилизации его скорости.

Система управления 2го двигателя, на валу которого также расположен датчик положения, работает в режиме слежения.

delta = положение2 - положение1

1й вариант Алгоритма ее работы:

Вкл. питание 2го двигателя, когда delta < необходимого delta

Выкл. питание 2го двигателя, когда delta > необходимого delta

Если алгоритм не будет обеспечивать необходимую точность, то

2й вариант работы:

Положительная полярность питания 2го двигателя, когда delta < необходимого delta

Отрицательная полярность питания 2го двигателя, когда delta > необходимого delta

Частота переключений определяется частотой прерываний микроконтроллера и быстродействием силовой схемы и параметрами цепи якоря.

 

p.s.

Вообще, задача не такая простаю, как может показаться на первый взгляд. Она несколько сложнее, чем стабилизация скорости при квазипостоянном моменте сопростивления, что, как я подозреваю, присутствует в видаке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

...

На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2.

Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.

 

Спасибо.

Не стоит смотреть на маркировку, смело разбирайте и постигайте практически.

Дам небольшой совет, не слушайте страшилок, достаточно прочесть десяток другой

книжек, и вы поймёте, что двигатели очень простые изделия, особенно BLDC.

Посмотрите поиском эту аббревиатуру на форуме.

Синхронный двигатель на то и синхронный, чтобы не использовать датчиков положения

ротора, для простых случаев, естественно. Для стабилизации частоты вращения

дисков сидилок и хардилок используются алгоритмы безсенсорного управления,

по эдс самоиндукции двигателя в качестве сигнала ОС по скорости.

Попробуйте поисковиком sensorless BLDC control, и узнаете, что есть огромное количество

мелкосхем и пр. аппликэйшнов - техас, аллегро, стомсон, и многая другие. :biggrin:

Для начала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

сейчас думаю где там выводы обмоток и вроде бы датчики холла запаралелленые есть. Пробовал гуглить, распиновки движка не нашел, скорее всего это стандартное исполнение, только где найти что куда и откуда если даже контроллера куда цеплялось нету.

На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2.

Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.

 

Спасибо.

 

Если еще актуально - мне удалось запустить СДшный двигатель в "родном" исполнении.

Соединение "звезда", 3 дифференциальных датчика Холла.

Распайка мотора на шлейф идет обычно такая:

U - обмотка

V - обмотка

W - обмотка

u

u`

v

v`

w

w`

c+

c-

... и еще 3-4 провода на привод каретки, концевик и проч...

 

Большими буквами - обмотки, маленькими - дифференциальные выходы ДХ, с - питание ДХ.

 

Нюансы:

- Питание ДХ общее, важен ток. Я ставил 20 мА - хватало для компаратора

- u` v` w` можно соединить вместе - и на "+" компаратора ( в ATmega48 очень удобно заводить)

 

Расположение катушек и датчиков:

 

_V_W_U_V_W

v_w_u_v_w_

 

С каждого ДХ читается положительный фронт синуса ( u > u` и т.д.)

 

В любой момент времени одна из обмоток "притянута" на землю, одна на "плюс" и одна болтается в воздухе.

 

Граф состояний для вращения водну сторону:

 

uw U+ W-

u_ U+ W-

vu V+ U-

v_ V+ U-

wv W+ V-

w_ W+ V-

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если еще актуально - мне удалось запустить СДшный двигатель в "родном" исполнении.

Соединение "звезда", 3 дифференциальных датчика Холла.

Распайка мотора на шлейф идет обычно такая:

U - обмотка

V - обмотка

W - обмотка

u

u`

v

v`

w

w`

c+

c-

... и еще 3-4 провода на привод каретки, концевик и проч...

 

Большими буквами - обмотки, маленькими - дифференциальные выходы ДХ, с - питание ДХ.

 

Нюансы:

- Питание ДХ общее, важен ток. Я ставил 20 мА - хватало для компаратора

- u` v` w` можно соединить вместе - и на "+" компаратора ( в ATmega48 очень удобно заводить)

 

Расположение катушек и датчиков:

 

_V_W_U_V_W

v_w_u_v_w_

 

С каждого ДХ читается положительный фронт синуса ( u > u` и т.д.)

 

В любой момент времени одна из обмоток "притянута" на землю, одна на "плюс" и одна болтается в воздухе.

 

Граф состояний для вращения водну сторону:

 

uw U+ W-

u_ U+ W-

vu V+ U-

v_ V+ U-

wv W+ V-

w_ W+ V-

Класс. Очень хороший ответ. Немного поэкспериментировал, похоже у меня есть двигатель с такой разводкой. Похоже что нет единого стандарта, некоторые двигатели полностью другие.

 

Микроконтроллер хорошая штука и сделать управление не так сложно, НО очень хочеться сделать все просто и качественно без всяких наворотов там где не надо. Тогда можно и восьмилапчатые МК применять.

Мое решение это забыть про обратную всязь по датчикам холла и использовать специализированне микросхемы.

Удалось выковырять одну вкусную штуку из старого СД. TDA5145, но похоже она досталась мне мертвая. Плюс в том что обратная связь осуществяется без датчиков Холла а с помощью противо ЭДС. Есть модификации для подключения транзисторов для коммутации обмоток TDA5142.

 

Проблема в том что заказать такую микросхему оказалось сложно. Не могли бы вы посоветовать распространенную микросхему такого же типа как вышеописанную TDA.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не могли бы вы посоветовать распространенную микросхему такого же типа как вышеописанную TDA.

Как раз сегодня закончил баловаться с датчиками Холла на стенде с сидиромным движком :) и переделал на бездатчиковый , всего 3 провода на двиг.

Есть много схем по типу BLDC - бессенсорное управление движком. По ЭДС. Нижний предел оборотов - 1000 rpm (причина ниже).

В целом, достаточно изучать напряжение на "свободной" обмотке, и при его перемещении через пол-питания включать следующий шаг двигателя. А далее идут различные фазировки, смещения по времени и проч, дабы "прокачать" КПД, или развить беспредельные обороты.

Недостаток BLDC в том, что для начала работы двигатель нужно "крутнуть", что и делает прога в контроллере вначале. Последовательно переключая обмотки пару кругов.

При останове движка его тяга опять же равна 0, и его нужно срочно или раскручивать, или глушить.

 

К сож, схема валяется на работе, поэтому сейчас показать не могу.

На пальцах: ATmega48 и 3 полумоста HEXFET. к каждой катушке делитель резюками 1:3 на землю - и на входы мультиплексора Меги. С этих же входов звездой через резисторы 22к на AIN0 + кондер 1-10 мкф на землю. Все :) лови переход компаратора в _нескоммутированной_ обмотке, и включай след. шаг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...