Перейти к содержанию
    

ШИМ-управление мощным двигателем постоянного тока от микроконтроллера

Есть такая задача: плавно разгонять двигатель постоянного тока и при достижении заданной скорости вращения его останавливать. Управляющее устройство сделал на микроконтроллере ATMega128, выход ШИМ подключил через транзистор IRFZ24 к малогабаритному двигателю постоянного тока (ДПТ), питающее напряжение - 27 Вольт постоянного, ток - около 1 А. Это всё работает.

А вот управлять надо другим ДПТ, на котором нет никаких шильдиков. Тип -неизвестен; диаметр движка - 80 мм, высота - 200 мм, два вывода, из них один - на корпусе. Правда, на фланце кто-то от руки написал "36 В". При подключении этого ДПТ к переменному наряжению 32 В через один мощный диод потребляемый ток замерить не удалось (нечем), но оценочно он заметно превышает 50 А.

Опыта управления мощными ДТП (в свете рассматриваемой задачи) не имею никакого. Подскажите, пожалуйста, как согласовать ШИМ-выход МК с мощным низковольным двигателем постоянного тока.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg
пожалуйста, как согласовать ШИМ-выход МК с мощным низковольным двигателем постоянного тока.

 

Сделать мощный ключ ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Подскажите, пожалуйста, как согласовать ШИМ-выход МК с мощным низковольным двигателем постоянного тока.

Ну. строят драйверы. Мощный ключ со входом на логике, выходом в требуемые вольты и амперы. Со встроенной токовой защитой, гальванической развязкой по управлению.

Это под единичный двигатель, подобранный на мусорке? Или серия?

Свяжите валы известного двигателя и неизвестного куском резинового шланга. Разгоните известный до известной скорости и определите выходное напряжение неизвестного в режиме генератора. Приближенно поймете его рабочее напряжение хоть. Ну, мощность двигателя, судя по габаритам, ватт 150-200 в длительном режиме. Кратковременно или ПВ потянет и 500-700 ватт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это под единичный двигатель, подобранный на мусорке? Или серия?

Единичный. Когда-то снятый отставниками с какого-то самолёта. Напряжение питания, с их слов, 24 или 36 Вольт.

Ну. строят драйверы. Мощный ключ со входом на логике, выходом в требуемые вольты и амперы. Со встроенной токовой защитой, гальванической развязкой по управлению.

Дайте (кто знает), пожалуйста, ссылку на конкретную реализацию (самодельную или промышленную) связки "драйвер-мощный ключ" для низковольтного двигателя постоянного тока. Или популярную статью/литературу, изучение которой позволит самому разобраться в проблеме и самому сделать требуемое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Свяжите валы известного двигателя и неизвестного куском резинового шланга. Разгоните известный до известной скорости и определите выходное напряжение неизвестного в режиме генератора.

Беда в том, что номинальная скорость неизвестного двигателя не известна.

В авиации, на флоте и в военной технике используется 24 (27) В. Про 36 В я ничего не скажу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Беда в том, что номинальная скорость неизвестного двигателя не известна.

В авиации, на флоте и в военной технике используется 24 (27) В. Про 36 В я ничего не скажу.

Для меня не важно, какое напряжение требуется для этого двигателя - 24, 27 или 36 Вольт. Да и не думаю, что мощные низковольтные ключи со схемами управления имеют такую подробную градацию: отдельно для 24 Вольт, отдельно для 27, отдельно для 36. Если найдётся управляемый выходом микроконтроллера ключ для 50-вольтового движка, то, ИМХО, им же можно будет управлять и 27-вольтовым двигателем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg
Для меня не важно, какое напряжение требуется для этого двигателя - 24, 27 или 36 Вольт. Да и не думаю, что мощные низковольтные ключи со схемами управления имеют такую подробную градацию: отдельно для 24 Вольт, отдельно для 27, отдельно для 36. Если найдётся управляемый выходом микроконтроллера ключ для 50-вольтового движка, то, ИМХО, им же можно будет управлять и 27-вольтовым двигателем.

 

http://www.platan.ru/news/news724.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Есть такая задача: плавно разгонять двигатель постоянного тока и при достижении заданной скорости вращения его останавливать. Управляющее устройство сделал на микроконтроллере ATMega128, выход ШИМ подключил через транзистор IRFZ24 к малогабаритному двигателю постоянного тока (ДПТ), питающее напряжение - 27 Вольт постоянного, ток - около 1 А. Это всё работает.

А вот управлять надо другим ДПТ, на котором нет никаких шильдиков. Тип -неизвестен; диаметр движка - 80 мм, высота - 200 мм, два вывода, из них один - на корпусе.

 

Во первых определиться с типом возбуждения двигателя. (постоянный магнит или обмотки)

Схему подключения обмоток возбуждения. (паралельное, последовательное, смешанное)

В систему управления обязательно ввести токоограничение.

Судя по описанию похоже на стартер. Разгонять от генератора ТОКА.

 

P.S

Почитать теорию электропривода и выбрать для двигателя удовлетворяющую по требованиям точности скорости и момента систему управления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Любопытная информация... В первом приближении подходит: и ток 100 А (для модификации IR3310), и частота переключения до 500 Гц (а ШИМ у меня - около 100 Гц). Попробую заказать и поиграться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Есть такая задача: плавно разгонять двигатель постоянного тока и при достижении заданной скорости вращения его останавливать. Управляющее устройство сделал на микроконтроллере ATMega128, выход ШИМ подключил через транзистор IRFZ24 к малогабаритному двигателю постоянного тока (ДПТ), питающее напряжение - 27 Вольт постоянного, ток - около 1 А. Это всё работает.

А вот управлять надо другим ДПТ, на котором нет никаких шильдиков. Тип -неизвестен; диаметр движка - 80 мм, высота - 200 мм, два вывода, из них один - на корпусе. Правда, на фланце кто-то от руки написал "36 В". При подключении этого ДПТ к переменному наряжению 32 В через один мощный диод потребляемый ток замерить не удалось (нечем), но оценочно он заметно превышает 50 А.

Опыта управления мощными ДТП (в свете рассматриваемой задачи) не имею никакого. Подскажите, пожалуйста, как согласовать ШИМ-выход МК с мощным низковольным двигателем постоянного тока.

 

Прошу прощения за дурацкий чертеж, накидал для наглядности.

 

Если надо сорость мерять можно оптопару взять и на ротор нацепить что нибудь чтобы прерывался оптическеий поток. Транзистор вроде просто выбрать: InternationalRectifier.com вроде так. Там по току и по чему угодно можно выбрать, хотя я бы вляпал бальшой здоровый - чтоб наверняка. Частота ШИМа у вас маленькая- возьмите 5 кГц, хотя неприятный шум будет, чаще врего рекомендуюсь 10кГц - вроде непризнанного тяп ляп стандарта - главное работает. Для начала ток ограничить, в программе написать если напряжение от АЦП > заданное, вырубить ШИМ. все просто. При разгоне надо плавно увеличивать скважность ШИМ, то есть попросту увеличивать напряжение питания. Напряжение питания двигателя можно подобрать, хотя луче бы документацию откапать.

Вот мега схема, много раз делал, работает и ничего не дымит.

 

Удачи, как заработает можно и теорию начинать читать, так как ДПТ мощный как мне кажеться сложно спалить, хотя я не знаю какой там у вас источник питания. :beer:

post-25743-1225315698_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения за дурацкий чертеж, накидал для наглядности.

 

Если надо сорость мерять можно оптопару взять и на ротор нацепить что нибудь чтобы прерывался оптическеий поток. Транзистор вроде просто выбрать: InternationalRectifier.com вроде так. Там по току и по чему угодно можно выбрать, хотя я бы вляпал бальшой здоровый - чтоб наверняка. Частота ШИМа у вас маленькая- возьмите 5 кГц, хотя неприятный шум будет, чаще врего рекомендуюсь 10кГц - вроде непризнанного тяп ляп стандарта - главное работает. Для начала ток ограничить, в программе написать если напряжение от АЦП > заданное, вырубить ШИМ. все просто. При разгоне надо плавно увеличивать скважность ШИМ, то есть попросту увеличивать напряжение питания. Напряжение питания двигателя можно подобрать, хотя луче бы документацию откапать.

Вот мега схема, много раз делал, работает и ничего не дымит.

 

Удачи, как заработает можно и теорию начинать читать, так как ДПТ мощный как мне кажеться сложно спалить, хотя я не знаю какой там у вас источник питания. :beer:

Частоту ШИМа рекомендуют брать выше 16 КГц за гранью слышимости человеческого уха. Но если в помещении шумно, или шумит механизм, то можно и не высокую частоту брать - все равно шум заглушит писк. Номинал токосъемного 1 - 5 Ом слишком большой. При токе 2 А уже 4 Вт будем рассеивать и это для 1 Ом. И сигнал с резистора на АЦП так напрямую, без фильтра заводить не стоит.

И, ИМХО, драйвер для нижнего полевика не обязателен. Если взять что-нить не Logic Level, то сносно будет работать от ножек проца. Здесь тоже следует уменьшить номинал токосъемного резистора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Kotopuz и Haker Fox, спасибо за участие.

Писк движка не волнует - установка будет работать в цеховых условиях, где речь-то с трудом услышишь. Частоту ШИМ, думаю, увеличивать не стоит, так как заказал в ChipInfo IR3310, частота переключения которого ограничена пятьюстами Герцами. Эта сборка коммутируют ток до 100 А (а IRF540N - только до 28 А).

Не совсем понятно, для чего нужно ограничивать сначала ток, заведя обратную связь от датчика тока. Импульсный ток при ШИМе не ограничишь; он будет плавно уменьшаться по мере разгона двигателя. Так что IRF-транзистор может сгореть при первом же импульсе ШИМ, если подобран не правильно, и никакая обратная связь не поможет. Впрочем, я в этих делах ещё чайник.

Как писал в начале темы, макет уже сделан и испытан на маломощном двигателе. Датчик скорости вращения сделал на оптопаре: один оборот - один импульс. Так как скорость вращения не высока, то измеряю не частоту, а период. Микроконтроллер ATMega128 взял только потому, что подарили платку с уже установленным микроконтроллером с обвязкой и разъёмами.

Так что задача - согласовать это устройство с мощным движком постоянного тока. Чем и занимаюсь с вашей помощью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Kotopuz и Haker Fox, спасибо за участие.

Да не за что) Лишь бы полезным оно было (говорю только за себя с критичной точки зрения).

 

Советую посмотреть эту тему. Сам недавно озадачился проблемой электропривода. Правда у меня силовые характеристики несколько другие, но буду надеяться, что Вы сможете почерпнуть что-нибудь полезное.

Успехов!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Kotopuz и Haker Fox, спасибо за участие.

...

Не совсем понятно, для чего нужно ограничивать сначала ток, заведя обратную связь от датчика тока. Импульсный ток при ШИМе не ограничишь; он будет плавно уменьшаться по мере разгона двигателя.

...

M = kmI момент, развиваемый двигателем, пропорционален току (и наоборот :biggrin: ) km константа мотора зависит от конструктивных особенностей.

Для того, чтобы двигатель просто вращался, достаточно небольшого тока для преодоления трения

в подшипниках. Вам нужно определить момент нагрузки и как следствие рабочий ток.

Ограничение по току необходимо в момент пуска, т. к. пусковой ток выше номинального в разы.

У таких мощных двигателей малая индуктивность, следовательно для обеспечения непрерывного

тока нужно повышать частоту ШИМ, либо включать дроссель последовательно с двигателем.

E = keω — противоЭДС якоря пропорциональна частоте вращения ротора, ke константа, зависит от конструкции мотора. Таким образом, если не требуется большая точность поддержания ω, можно обойтись без датчиков.

Изменено пользователем evgeny_ch

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

и ток 100 А

 

Если в D2-pak or to-220 - не верьте, это только для кристалла, а макс ток ограничивает корпус, вернее проводники от кристалла до корпусных выводов в районе 70 А .

Поставьте парочку в параллель лучше

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...