Перейти к содержанию
    

Как научиться понимать электронику?

Доброго всем времени суток! Заранее извиняюсь за мой достаточно объемный опус (хотя, я бы назвал это криком души), просто хочется сразу задать все накопившееся вопросы, ну и, по возможности получить на них ответы;) Сразу скажу, что я только начал изучать схемотехнику в универе, поэтому мои вопросы многим покажутся совсем наивными- не судите, пожалуйста, строго:)

Собственно, главный вопрос звучит так: "Как учить схемотехнику?". Я не имею ввиду проблему успеваемости в ВУЗе, с этим все отлично. Я говорю о ПОНИМАНИИ... В течение нескольких семестров нам читали курс «Теоретические основы электротехники». Мне он очень понравился, главным образом потому, что там не было ничего, что я не мог бы понять «силой своего разума», там все подчиняется четким законам. Я в любой момент времени мог точно сказать сколько электронов находится на обкладках любого конденсатора в цепи, и для этого не нужно было рыться в справочниках и другой специальной литературе- достаточно было просто посчитать. Конечно, цепи в ТОЭ гораздо проще, по большому счету все они линейные, а строгий расчет сложной нелинейной цепи чрезвычайно сложен… Когда началась схемотехника, я столкнулся с тем, что она имеет какой-то описательный характер, во всех учебниках текст явно преобладает над принципами и законами. Те люди, которым я задавал подобные вопросы, говорили, что в отношении электроники практический опыт играет гораздо бОльшую роль, чем теоретические знания. Неужели это так? Все имеющиеся у меня книжки уже давно прочитаны по несколько раз, там действительно много текста и мало законов, и временами у меня создается впечатление, что электроника и схемотехника- это на самом деле просто сборник рецептов… Сам я понимаю, что это скорее всего не так:) Но все прочитанные мной учебники пестрят множеством типовых схем на транзисторах, ОУ и прочее, а также описанием самих транзисторов и ОУ- с этим проблем не возникает, разобраться как работает одиночный операционный усилитель или транзистор труда не составляет, а вот как научиться собирать из них большие схемы? Иногда я смотрю на схемы устройств (особенно на микросхемах) и кроме знакомых мне конструкций постоянно вижу множество резисторов и конденсаторов- какие-то из них участвуют в обвязке микросхем и это подробно описано в даташитах. Но остальные- это разные подтягивающие резисторы, согласователи нагрузок и т.д. Из каких соображений их выбирают? Я понимаю, что основная беда в том, что я неграмотный, и хочу это исправить, но как? Подобные вопросы почему-то не поднимаются в учебниках (по крайней мере в тех, которые я встречал), в которых я уже устал читать в двадцатый раз про основные компоненты и типовые схемы :(

А когда читаю форумы по электронике, то часто встречаю выражения наподобие «можно поставить туда резистор, сопротивлением на 10-20 кОМ; а еще лучше параллельно конденсатор подцепить небольшой емкости; я бы еще поставил диод куда-то туда-то…» и т.д. Поэтому у меня и создается впечатление, что многое делается как-то «на глазок», эмпирически что-ли. Опять же, из курса горячо любимых ТОЭ я помню, что достаточно изменить сопротивление хотя бы одного резистора, чтобы изменить весь режим цепи- все токи и напряжения изменятся, это будет уже другое устройство. А здесь- «МОЖНО поставить резистор на 10-20 килоом»! Вот именно такое меня в ступор и вводит…

В заключение хотел бы попросить у вас списочек литературы, которая бы мне помогла эти барьеры преодолеть) Читал Хоровица и Хилла (считается одним из лучших учебников, но мне не понравился, он на мой взгляд как раз и является сборником рецептов), читал Титце и Шенка (понравилось), Мироненко и Быстрова и еще несколько подобных книжек. Только мне нужны не описания ОУ, транзисторов и типовых схем на их основе, а именно то… в общем, в контексте всего написанного выше :-)

Буду рад любым ответам, спасибо еще раз за внимание. С уважением, Сергей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость LordN
электроника и схемотехника- это на самом деле просто сборник рецептов
и это действительно так. вы умеете готовить? ну, еду всякую.. вот, и тут тож самое. практически ;)

«МОЖНО поставить резистор на 10-20 килоом»!
типа - посолить по вкусу..

Только мне нужны не описания ОУ, транзисторов и типовых схем на их основе, а именно то… в общем, в контексте всего написанного выше :-)
эта литература называется "паяльник"

 

удачи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дело в том, что точный детальный рассчет электрических схем, содержащих активные нелинейные элементы, чрезвычайно математически сложен и поэтому на практике почти всегда нецелесообразен. Литература по этой тематикеточно существует, но где ее искать я так сразу не скажу... Но я считаю, что вам это и не нужно.

Любую эл.схему можно разбить на мелкие фрагменты, каждый из которых можно рассматривать как, например четырехполюсник с конкретными входными и выходными хар-ми. Тогда задача анализа (и синтеза) эл.схем сильно упрощается. Для многих приложений вообще высокая точность не нужна (почитай хоровица-хилла - "схема считается плохой, если она сильно зависит от парметрв своих элементов").

Так что электроника действительно больше практика, чем теория. И учиться всему этому, как уже было сказано, лучше с паяльником в руках. Тогда многие ваши вопросы отпадут сами собой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Доброго дня!

Сразу скажу, что я только начал изучать схемотехнику в универе

В универе некогда этим заниматься, тут вы получаете в основном фундаментальные знания и систематизируете их. Вспомните, вам наверняка говорили преподаватели (мне в свое время говорили, но это был еще СССР), что в университете в первую очередь учат самостоятельно получать знания.

Собственно, главный вопрос звучит так: "Как учить схемотехнику?".

...

Я говорю о ПОНИМАНИИ...

Если коротко - никак. Понимание прийдет с опытом, а опыт сам, к сожалению, не прийдет :) . Если вы всерьёз решили связать свою жизнь и дальнейшую деятельность с электроникой, надо в ней жить (впрочем это относится на мой взгляд к любой отрасли деятельности человека).

...

Я в любой момент времени мог точно сказать сколько электронов находится на обкладках любого конденсатора в цепи, и для этого не нужно было рыться в справочниках и другой специальной литературе- достаточно было просто посчитать.

Для реальных электронных компонентов этот номер не пройдет, только для идеальных :)

 

В общем и целом рецепт прост и понятен - берете паяльник, горку деталей и вперед! Начинаем с примитивных схем, палим периодически то, что можно спалить, ремонтируем, разбираемся и.... о чудо! Вскоре приходит понимание.

 

P.S. Аллах когда-то сказал Мухаммеду - "Читай!", а наш электронный Бог сказал бы правоверному электронику - "Паяй!"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо большое всем за советы, выходит, действительно путь к пониманию электроники лежит через паяльник:-) Будем учиться;-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Собственно, главный вопрос звучит так: "Как учить схемотехнику?". ЯБуду рад любым ответам, спасибо еще раз за внимание. С уважением, Сергей.

 

Вот, если хотите, мое мнение по этому вопросу.

Ответить "делай раз, делай два" - просто невозможно.

Но, я думаю, что суть Вы поймете.

А суть дела в следующем. Недавно на выставке встретил своего бывшего сослуживца.

- Как дела?

- Сейчас разрабатываю прибор и программу к нему... (далее 15 минут описания прибора...)

 

А вот в на предыдущей работе в шотландской фирме на точно такой же вопрос инженер шотландец отвечает так: "Я в бизнесе, в такой-то отрасли"...

 

В чем разница? Бизнес - это НЕ только "прибор и программу", это еще и время и деньги. Вот именно поэтому "буржуйские" книги похожи на сборники рецептов. Хотя там есть и академические издания и вполне приличные книги с расчетами схем. Но только эти книги к нам не доходят... Время - вот главный фактор. И они его умеют считать и переводить в деньги. Как Вы переходите улицу? По переходу? А ведь это тоже шаблон, позволяющий экономить время и меньше рисковать жизнью. Отсюда станут понятными применение CADов, расчетных таблиц и всего того, что называется "точно не глазок и еще чуть-чуть"... Сюда же идет и повторное использование чужих знаний, рекомендованных схем включения и так далее.

 

Теперь что и как учить и считать, и почему 10-20 Ком?

Если Вы поняли предыдущий абзац, то давайте посмотрим дальше. Как НАДО ставить задачу?

Задачу надо всегда ставить глобально. У меня на сайте есть файл "О ТЗ и о гайке М3" - это о том, как и во что обходятся ошибки при постановке задачи. Так вот, есть факторы сильно влияющие на решение задачи, а есть факторы слабо влияющие на то, как будет решена задача.

Инженер должен выделить самые существенные факторы и именно их обосновать и просчитать. Для вспомогательных частей проекта - главное не тратить на них свои силы и время. Представим, что Вы хотите сделать в схеме делитель напряжения. Вы пропускаете ток через делитель и снимаете с делителя напряжение. Если цель - сделать полный расчет, то без сомнения надо учесть разброс резисторов, разброс питающего напряжения, уход температуры, учесть разные токи нагрузки при изменении температуры и питающего напряжения... Так ведь Вас учили? А в жизни, на производстве что делают? Ставят прецизионные резисторы? Да нет, в большинстве случаев, если точность не требуется, то ничего не предпринимается, ставят те резисторы, какие есть. Мало того, ведь ток через делитель можно выбрать разный. А какой выбирают? А выбирают ток через резистор такой, чтобы сократить число номиналов резисторов. Применяем только 10 Ком. Вам надо 11? Нет, возьмите 10 + 1, а новую катушку с резисторами покупать не будем!!! А если необходимо сделать точнее? Тогда инженер ставит регулировочный резистор. И считает диапазон регулировки.

 

Ну и наконец, почему "с конденсатором будет лучше". Здесь совсем просто. Попробуйте сесть в центре комнаты, далее завяжите глаза шарфом и сделайте детальное описание комнаты. Ну как, ничего не забыли? Вот тоже самое и при разработке схем. Если Вы гарантированно точно знаете, что будет представлять прибор, который Вы резрабатываете, если полностью представляете абсолютно все условия функционирования - то все можно предусмотреть и посчитать. Вот только в жизни такого не бывает. Вот поэтому всегда инженер пытается подстраховаться. А вдруг будет большой уровень помех? Или слишком быстрый усилитель? Или что-то еще? А мы на всякий случай... Ну а потом определим, что и как...

 

А как учить? С паяльником или нет? Попробуйте сходить на Вашу кафедру. Спросите, берут ли они студентов на работу. Узнайте какое реальное задание можно там получить. И не на кухне дома (хотя и для кого то это тоже будет неплохо) а в коллективе, где будет кому задавать вопросы - вот где надо получать практические знания. Сейчас уже многие фирмы берут студентов на работу. Так что пробуйте...

Удачи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

От меня пятачок.

Действительно, в электронике нужен очень большой объём знаний, которые можно получить только в работе на реальных задачах. Это дело наживное и приходит быстро. Что резисторы ставить по вкусу - это понятно: например, притянуть к земле КМОП вход, чтобы не висел в воздухе, годится от 10 кОм до 1 МОм, и это нормально :)

А слово "паяльник", имхо, надо понимать не буквально, а как синоним слова "работа". Современную элементную базу типа резисторов 0402 или корпусов с шагом 0,5 мм без хороших навыков лучше самому не паять, отдавать монтажникам. Я уже не говорю про BGA. Опять же, самостоятельный монтаж отнимает время от разработки, за которую деньги платят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если навыков работы с паяльником маловато, можно поупражняться с различными системами моделирования (Orcad PSpice, ElectronicWorkBench, Proteus..). Они конечно не дают 100% картину с учетом всех параметров и факторов, но очень помогают оценить правильность работы устройства в принцыпе. И обладают достаточно мощными инструментами. Так что думаю Вам будут в помощь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Они конечно не дают 100% картину с учетом всех параметров и факторов, но очень помогают оценить правильность работы устройства в принцыпе.

 

Одно дело, когда устройство работает в принципе, другое - когда оно работает в корпусе. :) Это так, ирония.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

То, что опыт нужен как воздух я уже осознал:) Но может поделитесь названиями/авторами нескольких хороших учебников? :) Помимо тех, что я указал в первом посте. Сейчас вот вспомнил, что с физикой было нечто похожее- знал наизусть несколько учебников, но задачки многие не давались... Проблема была преодолена путем прорешивания 5 задачников :) До сих пор от зубов отскакивает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо большое всем за советы, выходит, действительно путь к пониманию электроники лежит через паяльник:-) Будем учиться;-)

 

И еще один совет: попробуйте конкретизировать (сузить) сферу своих интересов к схемотехнике.

Законы природы , конечно одни, а вот их использование даже в различных частотных диапазонах имеет свою специфику.

Условно сейчас имеются такое (простое) деление: цифровая техника, аналоговая низкочастотная, аналоговая высокочастотная, СВЧ и множество других.

Внутри каждой -свое деление.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

То, что опыт нужен как воздух я уже осознал:) Но может поделитесь названиями/авторами нескольких хороших учебников? :) Помимо тех, что я указал в первом посте. Сейчас вот вспомнил, что с физикой было нечто похожее- знал наизусть несколько учебников, но задачки многие не давались... Проблема была преодолена путем прорешивания 5 задачников :) До сих пор от зубов отскакивает.

 

В дополнение к вышесказанному рекомендую заглядывать на сайты американских университетов - они выкладывают там свои лекционные курсы, задачи и пр. Вот, например, сайт MIT - "кузницы инженерных кадров":

http://ocw.mit.edu/OcwWeb/Electrical-Engin...ience/index.htm

В любом случае, это будет полезно, поскольку наша система образования ориентирована на получение глубоких фундаментальных знаний, а "ихняя" - на практический результат, т.е. решение задач приближенных к реальной жизни. Кстати, ради интереса можете проверить свои теоретические познания и порешать задачки из экзаменационных билетов на бакалавра.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

То, что опыт нужен как воздух я уже осознал:) Но может поделитесь названиями/авторами нескольких хороших учебников? :) Помимо тех, что я указал в первом посте. Сейчас вот вспомнил, что с физикой было нечто похожее- знал наизусть несколько учебников, но задачки многие не давались... Проблема была преодолена путем прорешивания 5 задачников :) До сих пор от зубов отскакивает.

 

В дополнение к вышесказанному рекомендую заглядывать на сайты американских университетов - они выкладывают там свои лекционные курсы, задачи и пр. Вот, например, сайт MIT - "кузницы инженерных кадров":

http://ocw.mit.edu/OcwWeb/Electrical-Engin...ience/index.htm

В любом случае, это будет полезно, поскольку наша система образования ориентирована на получение глубоких фундаментальных знаний, а "ихняя" - на практический результат, т.е. решение задач приближенных к реальной жизни. Кстати, ради интереса можете проверить свои теоретические познания и порешать задачки из экзаменационных билетов на бакалавра.

 

 

спасибо большое за ссылочку, обязательно схожу ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Учиться нужно (если есть возможность, конечно) не по учебникам, а 1)в общении со специалистами при 2)решении сложной задачи. Попробуйте найти место, где люди работают, а не только преподают - Ваша кафедра, например, как посоветовал iosifk, или что-то другое, и поработайте там, м.б. и не за большие деньги. Часто академические НИИ могут поставить интересные практические задачи, правда при минимальной зарплате. И не бойтесь общаться с 50-60-... летними - в этой науке они многому могут научить, особенно если активно работали при СССР. Единственное, чему Вам придется учиться самому - применение CAD/CAM/CAE, и вообще применение выч. техники - в Союзе этого не было, а что было - устарело, так что старые спецы Вас не научат, а новые в преподавание практически не идут. Хотя возможны и исключения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По поводу опыта и конкретного учебника. Мне в свое время _очень_ помогло выполнение курса лабораторных работ из того же Хилла и Хоровица. Все, что для этого нужно - это макетная плата да элементы, в основном, доступные (полный список в курсе лабораторных работ имеется). Делал все сам, без преподавателей, руководителей и прочих советчиков. Очень, очень понравилось!

 

P.S. Нет, вру. Не только макетная плата нужна, но и осциллограф. Совсем не обязательно цифровой, можно и старый, отечественный. Я, например, все это проделывал с двадцатилетним С1-93.

Изменено пользователем Илья Игоревич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...