jcxz 243 1 мая Опубликовано 1 мая · Жалоба 22 часа назад, Dron_Gus сказал: Да. Там стоят спаренные стабилитроны PESD5V2, я про это написал в первом посте. Схему рисовал из того что есть в библиотеке, поэтому УГО от сдвоенного шотки. "Здесь играем, здесь не играем, а здесь мы рыбу заворачивали"... И как предлагаете угадывать - что там у вас в действительности в схеме? 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Vasily_ 59 1 мая Опубликовано 1 мая · Жалоба 12 минут назад, jcxz сказал: И как предлагаете угадывать - что там у вас в действительности в схеме? Топикстартер тоже не угадал, ибо это не стабилитроны. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Dron_Gus 2 1 мая Опубликовано 1 мая · Жалоба 3 hours ago, jcxz said: И как предлагаете угадывать - что там у вас в действительности в схеме? Читать подпись под картинкой. 🙂 3 hours ago, Vasily_ said: Топикстартер тоже не угадал, ибо это не стабилитроны. Да. Я уже понял, что это особый тип ESD диодов. Хотя не очень понимаю, чем он принципиально отличается от стабилитрона. Какие правильно использовать в таком включении? Или такое всключение в принципе неверное? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
jcxz 243 1 мая Опубликовано 1 мая · Жалоба 1 час назад, Dron_Gus сказал: Да. Я уже понял, что это особый тип ESD диодов. Хотя не очень понимаю, чем он принципиально отличается от стабилитрона. Отличаются ВАХ при обратном напряжении. Она совсем не такая крутая, как у стабилитронов. см.даташиты. Ваш ESD-диод нормально откроется только при Uобр. = ~7V. Что несколько многовато. 1 час назад, Dron_Gus сказал: Какие правильно использовать в таком включении? Или такое всключение в принципе неверное? Если у вас существует возможность приложения напряжения, выходящего за допустимый диапазон ко входу, то в качестве ограничителей нужно использовать стабилитроны или пару диодов (на питание и GND). ESD-диод с вашим включением никак не спасёт в случае приложения напряжения немного выходящего за верхний предел. ESD - это только для защиты от эл-статических разрядов (у которых амплитуда многократно больше). См. ВАХ ESD-диода. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Plain 226 1 мая Опубликовано 1 мая · Жалоба 2 часа назад, Dron_Gus сказал: чем он принципиально отличается от стабилитрона Площадью кристалла, нормированием поглощаемой энергии и индуктивностью выводов. 2 часа назад, Dron_Gus сказал: такое включение в принципе неверное? Да. Ограничители ставят непосредственно около клеммников ввода-вывода и соединяют тоже непосредственно с их контактами, а ток помехи отводят посредством слоя защитного общего провода, чтобы энергия помехи проходила мимо остальной схемы. В 12-вольтовой автоэлектронике логично ставить 18...24-вольтовые двунаправленные ограничители, SMAJ18CA и т.п., далее резисторы, между ними и вторым эшелоном защиты, в качестве которого уже могут быть обычные стабилитроны, потому что ток во время действия помехи, т.е. при перенапряжении на ограничителях, ограничен этими резисторами — в данном случае, этот ток будет втекающим в питание ОУ через их встроенные диоды защиты, т.е. достаточно стабилитрона 5,1 В параллельно их питанию, либо сам источник этих +5 В должен уметь поглощать втекающий ток, тем более, такой же ток идёт туда же через резисторы подтяжек. Соответственно, худший случай, на который рассчитываются эти резисторы — когда кто-то переполюсует АКБ и подключит её постоянно к какому-либо входу/выходу. Например, в паспорте MCP6004 предельный ток защитных диодов 2 мА, логично рассчитывать на как минимум втрое меньший. Ну и, если некие внутренние +5 В тоже не рассчитаны на дурака, а тупо выводятся сырыми наружу в бортсеть — такая цепь первейший кандидат на уничтожение всего. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Dron_Gus 2 1 мая Опубликовано 1 мая · Жалоба 4 hours ago, Plain said: Да. Ограничители ставят непосредственно около клеммников ввода-вывода и соединяют тоже непосредственно с их контактами, а ток помехи отводят посредством слоя защитного общего провода, чтобы энергия помехи проходила мимо остальной схемы. В 12-вольтовой автоэлектронике логично ставить 18...24-вольтовые двунаправленные ограничители, SMAJ18CA и т.п., далее резисторы, между ними и вторым эшелоном защиты, в качестве которого уже могут быть обычные стабилитроны, потому что ток во время действия помехи, т.е. при перенапряжении на ограничителях, ограничен этими резисторами — в данном случае, этот ток будет втекающим в питание ОУ через их встроенные диоды защиты, т.е. достаточно стабилитрона 5,1 В параллельно их питанию, либо сам источник этих +5 В должен уметь поглощать втекающий ток, тем более, такой же ток идёт туда же через резисторы подтяжек. Соответственно, худший случай, на который рассчитываются эти резисторы — когда кто-то переполюсует АКБ и подключит её постоянно к какому-либо входу/выходу. Например, в паспорте MCP6004 предельный ток защитных диодов 2 мА, логично рассчитывать на как минимум втрое меньший. Ну и, если некие внутренние +5 В тоже не рассчитаны на дурака, а тупо выводятся сырыми наружу в бортсеть — такая цепь первейший кандидат на уничтожение всего. Сколько не расковыривал заводские ЭБУ, нигде не видел на аналоговых входах ничего похожего на SMAJ. Обычно у самих ног разъема конденсаторы и все. Дальше делители, у кого-то ОУ, у кого-то напрямую на проц. Получается помеха гасится кондерами на входе (видимо емкостью порядка единиц-десятка нФ и достаточного рабочего напряжения). А от замыкания на +12 спасает достаточно высокоомные делители. Т.е. в моем случе можно безболезненно выкинуть эти ESD диоды и просто защитить цепь питания операционников? Естествеено ограничив максимальный ток через встроенные защитные диоды. Питание ОУ и питание внешних датчиков/подтяжек - разные источкики. Точнее разные блоки TLE7368E. Для питания "наружу" используются "2 Tracking regulators following the main 5 V, 105 mA and 50 mA". А они уже защищены от подачи снаружи от -5 до +40В. Для питания ОУ используется выход предварительного DCDC - 5.5V. И опциональный источник -0.6В, чтобы облегчить работу ОУ на краях диапазона 0..5В. Что для автомобильных датчиков, видимо, излишне. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Plain 226 2 мая Опубликовано 2 мая · Жалоба 8 часов назад, Dron_Gus сказал: ничего похожего на SMAJ Это просто универсальный пример. Можно и PESD15VS2UT в двунаправленном включении. Заменить ограничитель керамическим конденсатором можно, да,— например, высоковольтные цепи так защищают,— но у низковольтных меньше запас на перенапряжение, к тому же, так можно защищать лишь входы, потому что на типовой выход лишних конденсаторов просто так не навешать. Что касается случаев отсутствия защит вообще — ну это позволительно, если рассматривать содержащее раздельные узлы изделие как единое, и обслуживаемое с учётом такого отсутствия. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
firstvald 24 2 мая Опубликовано 2 мая · Жалоба On 4/30/2024 at 12:26 PM, Dron_Gus said: Да. Там стоят спаренные стабилитроны PESD5V2, я про это написал в первом посте. Схему рисовал из того что есть в библиотеке, поэтому УГО от сдвоенного шотки. Чем вариант на диодах лучше? Я всегда считал, что вариант с диодами наоборот хуже из-за паразинтой запитки, можно линию +5 (в моем случае) поднять, что вызовет искажения показаний с других датчиков. А нагрузки на этой линии особой нет, сливать втекающий ток некуда. все правильно. диод в +2.5 нельзя. только в отдельную шину , которая стабилитроном в землю. у стабилитрона есть свойство отличающее его от диода. обратный ток насыщения диода очень маленький. менее микроампера. ну по крайней мере у малосигнальных . но не шоттки!!! обратный ток стабилитрона 1..2 сотни микроампер. это надо учитывать : его наличие повлияет на напряжение, если до него стоит резистивный делитель или источник с высоким выходным сопротивлением. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться