_3m 9 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 (изменено) · Жалоба Вопрос сугубо юридический. Открываю ГОСТ Р ИСО 11898-1-2015 и сразу начинается "Транспорт дорожный", ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) 1 Обзор Настоящий стандарт определяет канальный уровень (DLL) и уровень физической передачи сигналов сети контроллеров (CAN). Это протокол последовательной передачи данных, который поддерживает распределенное управление в реальном времени и мультиплексирование данных для использования в дорожных транспортных средствах. Т.е область действия стандарта ограничена. Вопрос какие нормативные документы разрешают использование интерфейса CAN не в автопроме а например в промавтоматике ? Именно РАЗРЕШАЮТ потому что если нет разрешительных документов то запрещено! Изменено 20 сентября, 2019 пользователем _3m Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
gte 6 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 1 час назад, _3m сказал: Вопрос сугубо юридический. Вопрос какие нормативные документы разрешают использование интерфейса CAN не в автопроме а например в промавтоматике ? Именно РАЗРЕШАЮТ потому что если нет разрешительных документов то запрещено! Фигню написали, на мой взгляд. Покажите разрешительный документ, например, на применение в промышленной автоматизации сети PROFIBUS, кроме сертификатов на продукцию производителей? Соответственно, сделаете устройство, получите сертификат и будет Вам разрешительный документ. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
HardEgor 83 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 3 часа назад, _3m сказал: Т.е область действия стандарта ограничена. Вопрос какие нормативные документы разрешают использование интерфейса CAN не в автопроме а например в промавтоматике ? Именно РАЗРЕШАЮТ потому что если нет разрешительных документов то запрещено! Если у вас в ТЗ написано. что использовать интерфейс по ГОСТ Р ИСО 11898-1-2015 , то заказчик взял на себя все риски. Если вы у себя в документации упоминаете, что реализуете протокол согласно ГОСТ Р ИСО 11898-1-2015, то вы на себя слишком много взяли, лучше всего заявить только "совместимый с протоколом по ГОСТ.... ". А разрешено или запрещено утверждается заказчиком :) Так то в промавтоматике можно всё использовать, вопрос условий использования. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
adnega 11 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 3 часа назад, _3m сказал: Настоящий стандарт определяет канальный уровень (DLL) и уровень физической передачи сигналов сети контроллеров (CAN). Спецификация CAN не описывает физический уровень: Цитата The Physical Layer defines how signals are actually transmitted. Within this specification the physical layer is not defined so as to allow transmission medium and signal level implementations to be optimized for their application. Я понимаю, что данный документ (ГОСТ) определяет физический уровень, как того требует спецификация CAN. Т.е. это скорее технический документ, а не юридический. Иначе каждый начнет применять нестандартный физический уровень, и устройства не смогут работать на одной шине. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
_3m 9 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 55 минут назад, HardEgor сказал: Если у вас в ТЗ написано. что использовать интерфейс по ГОСТ Р ИСО 11898-1-2015 , то заказчик взял на себя все риски. Если вы у себя в документации упоминаете, что реализуете протокол согласно ГОСТ Р ИСО 11898-1-2015, то вы на себя слишком много взяли, лучше всего заявить только "совместимый с протоколом по ГОСТ.... ". А разрешено или запрещено утверждается заказчиком :) Так то в промавтоматике можно всё использовать, вопрос условий использования. Заказчик берет на себя только обязательство заплатить.... может быть. И он требует от нас доказать правомочность использования применяемого нами интерфейса (CAN в данном случае, если был PROFIBUS то его). Есть мнение что ГОСТ Р ИСО 11898-1-2015 только для автопрома и поэтому применять кан в других областях нельзя. Это надо документально опровергнуть. Кто нибудь может привести хоть какой нибудь российский или международный документ регламентирующий применение кан в области промавтоматки или хотя бы HVAC ? Я понимаю что это чистый идиотизм и крючкотворство но "без бумажки ты даже не букашка а вообще пустое место". Это пока еще не дошло до вопросов по выплате лицензионных отчислений компании BOSH за использование интерфейса и выплат за использование названий "CAN" и "CAN-BUS"! Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
AlexandrY 3 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 21 minutes ago, _3m said: Кто нибудь может привести хоть какой нибудь российский или международный документ регламентирующий применение кан в области промавтоматки или хотя бы HVAC ? Я понимаю что это чистый идиотизм и крючкотворство но "без бумажки ты даже не букашка а вообще пустое место". А где вы собираетесь брать этот "стандартный" CАN? Вы просто его не найдете. Производители чипов вполне так свободно отходят от стандарта и вам придется попотеть просто доказывая, что ваш CAN соответствует стандарту ГОСТ Р ИСО 11898-1-2015 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
HardEgor 83 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 1 час назад, _3m сказал: Заказчик берет на себя только обязательство заплатить.... может быть. И он требует от нас доказать правомочность использования применяемого нами интерфейса (CAN в данном случае, если был PROFIBUS то его). Бред. Пусть сформулирует требования - соответствие оборудования таким и таким-то стандартам. В общем случае требования к оборудованию на транспорте перекрывают все остальные, кроме военных/космических/атомных. Похоже он вас троллит, потому что не хочет платить денех. 1 час назад, _3m сказал: Это пока еще не дошло до вопросов по выплате лицензионных отчислений компании BOSH за использование интерфейса и выплат за использование названий "CAN" и "CAN-BUS"! Если не будете писать таких надписей, то и отчислений не за что платить. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
adnega 11 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 4 минуты назад, HardEgor сказал: Если не будете писать таких надписей, то и отчислений не за что платить. У кого есть опыт оплаты таких отчислений? Мне казалось, что все отчисления заложены уже в цене МК с интерфейсом CAN. Разве нет? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
gte 6 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 1 час назад, _3m сказал: Заказчик берет на себя только обязательство заплатить.... может быть. И он требует от нас доказать правомочность использования применяемого нами интерфейса (CAN в данном случае, если был PROFIBUS то его). Можно предположить, что Заказчик таким образом склоняет к использованию определенного интерфейса. Не сразу понял смысл написанного Вами. Можно только посочувствовать. P.S. Бывает, что дело не в Заказчике, а в его конкретном представителе. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
HardEgor 83 20 сентября, 2019 Опубликовано 20 сентября, 2019 · Жалоба 1 час назад, adnega сказал: У кого есть опыт оплаты таких отчислений? Мне казалось, что все отчисления заложены уже в цене МК с интерфейсом CAN. Разве нет? Там у каждого протокола свои расклады и надо изучать подробности. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
_3m 9 22 сентября, 2019 Опубликовано 22 сентября, 2019 · Жалоба В 20.09.2019 в 17:10, HardEgor сказал: В общем случае требования к оборудованию на транспорте перекрывают все остальные, кроме военных/космических/атомных. Похоже он вас троллит, потому что не хочет платить денех. Если не будете писать таких надписей, то и отчислений не за что платить. На основании чего вы решили что "требования к оборудованию на транспорте перекрывают все остальные..." ??? Нужны ссылки на нормативные документы, просто заявления "в автопроме все круто" не пройдут. Это самый главный вопрос. Если стандарты автопрома юридически применимы и в других отраслях то у кан появляется нормативная база. К сожалению мы с 2011 года на оборудовании, в документации и пользовательском интерфейсе пишем "CAN" и "CAN-BUS". Придется убирать. Как лучше обозвать интерфейс кан так чтобы пользователи поняли ? В 20.09.2019 в 17:15, adnega сказал: У кого есть опыт оплаты таких отчислений? Мне казалось, что все отчисления заложены уже в цене МК с интерфейсом CAN. Разве нет? Я тоже читал форумные байки что якобы отчисления уже заложены в цену чипа. Но нигде нет официального подтверждения данной информации хотя бы в виде текста на сайте производителя. Китайские производители никому ничего не выплачивают - инфа 100% непосредственно от них. У нас в половине продукции используются китайские soc с can и заменить их невозможно. В 20.09.2019 в 18:21, HardEgor сказал: Там у каждого протокола свои расклады и надо изучать подробности. Протоколы верхнего уровня это отдельная увлекательная история. Тут с физическим уровнем разобраться бы... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Vasily_ 58 22 сентября, 2019 Опубликовано 22 сентября, 2019 · Жалоба 1 час назад, _3m сказал: Как лучше обозвать интерфейс кан так чтобы пользователи поняли ? Ну так шина дифференциальная как и RS485, вот так и обзывайте, правда CAN не всегда дифференциальную физику имеет. 1 час назад, _3m сказал: Я тоже читал форумные байки что якобы отчисления уже заложены в цену чипа. Но нигде нет официального подтверждения данной информации хотя бы в виде текста на сайте производителя. Возможно тут найдете ответ https://www.qrz.ru/reference/kozak/canbus/980926_doc-01.pdf https://www.can-cia.org/ Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
HardEgor 83 22 сентября, 2019 Опубликовано 22 сентября, 2019 · Жалоба 34 минуты назад, _3m сказал: На основании чего вы решили что "требования к оборудованию на транспорте перекрывают все остальные..." ??? Нужны ссылки на нормативные документы, просто заявления "в автопроме все круто" не пройдут. Это самый главный вопрос. Если стандарты автопрома юридически применимы и в других отраслях то у кан появляется нормативная база. Потому что к оборудованию предъявляются определенные требования, на основании которых и разрабатывается протокол. И если протокол разрешен к применению в какой-то отрасли, то его никто не запрещал использовать в других, если он эти требования удовлетворяет. Ищите технического юриста. 34 минуты назад, _3m сказал: К сожалению мы с 2011 года на оборудовании, в документации и пользовательском интерфейсе пишем "CAN" и "CAN-BUS". Придется убирать. Не обязательно, надо читать требования к конкретному торговому знаку, возможно их можно использовать при наличии ссылки на копирайт. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
AlexandrY 3 22 сентября, 2019 Опубликовано 22 сентября, 2019 · Жалоба 1 hour ago, _3m said: К сожалению мы с 2011 года на оборудовании, в документации и пользовательском интерфейсе пишем "CAN" и "CAN-BUS". Придется убирать. Как лучше обозвать интерфейс кан так чтобы пользователи поняли ? У меня вызывает нехороший смех когда производители пишут, что у них CAN. От этого ихнего CAN-у юзеру ни холодно, ни жарко. Писать надо CANOpen или Device Net или SAE J1939 на худой конец, вот тогда понятно что с этим делать. Кстати такой термин CAN, как в ГОСТ-е никто не применяет . Всегда писали CAN 2.0, а теперь пишут Classical CAN или CAN FD - https://www.can-cia.org/can-knowledge/ Так что CAN - реально просто небрендованная аббривиатура и ни к чему не обязывает. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
esaulenka 7 23 сентября, 2019 Опубликовано 23 сентября, 2019 · Жалоба On 9/20/2019 at 4:19 PM, _3m said: Это пока еще не дошло до вопросов по выплате лицензионных отчислений компании BOSH за использование интерфейса и выплат за использование названий "CAN" и "CAN-BUS"! Начните изучение этого вопроса с первоисточника, а не с советов неких непонятных "специалистов" в интернетах. Нашлось за 30 секунд разглядывания гугла: http://www.bosch-semiconductors.com/ip-modules/can-ip-modules/can-protocol/ Найдёте у боша какую-то другую лицензию - дайте знать. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться