ARV 1 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Коллеги! Обращаюсь к знатокам за советом. Появилась идея сделать нечто, функционально напоминающее динамическую линковку для программ AVR. Раньше, когда DLL еще не изобрели, такое называлось "оверлейными модулями"... Известно, что основная беда всех программ для МК AVR - это высокая трудоемкость модификации прошивки. И вот предлагаемая идея призвана значительно улучшить эту ситуацию. Идея такая: 1. Основную программу собираем, как обычно. В ней есть интерфейс к SD-карте, и определена раз и навсегда область памяти, где будут оверлеи. Ну и выделен блок ОЗУ для данных оверлея. 2. Адреса начала кода оверлея и буфера данных фиксированы, и на этапе разработки оверлея известны. 3. Оверлей - это единственная функция, либо (предпочтительнее) несколько функций, адреса которых определены в структуре, которая как раз и размещается с адреса flash, выделенного для оверлея - ну типа таблицы векторов или вызовов. В общем, не суть важно, как. 4. Когда мы хотим наделить наше устройство другим функционалом, мы записываем на SD-карту скомпилированный оверлей, стартуем девайс, который обнаруживает соответствующий файл на карте, и прошивает его содержимое в заданную область, после чего обращается через таблицу вызовов к функциям оверлея. Лично я хочу попробовать задействовать этот функционал для модификаци своего проекта "цифровой цветомузыки": сейчас в коде намертво прошито несколько эффектов, сменить которые для рядового пользователя достаточно сложно, как и избавиться от не нужных. Планирую каждый эффект сделать в виде оверлея, чтобы каждый желающий выбрал себе нужные и использовал без геморроя с перекомпиляцией прошивки. Как оцените идею? Это не совсем ситуация с самопрошивкой через бут-область AVR, т.к. объем прошиваемой области предполагается не с нулевого адреса, а скорее с середины flash, и при этом с перезатиранием области бута, которая в конце, как правило. Очень похоже, но чуточку отличается... в связи с чем и вопросы: - как компилировать оверлей? То есть как получить hex-файл для набора функций? - как задать секцию (т.е. конкретный адрес начала функции) для функции я знаю, но как сделать это для целого модуля? тем более для модуля, содержащего как функции, так и данне во flash? я сильно-сильно плаваю в скриптах линковщика (а точнее - вообще тону), и хитрости makefile меня тоже скорее пугают, чем помогают... Мне бы как-то попроще, если это возможно... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
jcxz 241 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба 4. Когда мы хотим наделить наше устройство другим функционалом, мы записываем на SD-карту скомпилированный оверлей, стартуем девайс, который обнаруживает соответствующий файл на карте, и прошивает его содержимое в заданную область, после чего обращается через таблицу вызовов к функциям оверлея. ....Вот так и родились когда-то вирусы на PC :biggrin: PS: Вообще-то описанное - это не оверлей, если уж говорить строго. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
arhiv6 20 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Вы хотите сфой формат этих библиотек использовать? Есть же готовые готовые, описанные. Например у uClinux можно посмотреть BFLT, у NuttX есть свой NXFLAT, ну и про ELF формат почитать ещё можно. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
aiwa 0 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба я сильно-сильно плаваю в скриптах линковщика (а точнее - вообще тону), и хитрости makefile меня тоже скорее пугают, чем помогают... Мне бы как-то попроще, если это возможно... Тогда Вам нужно знать хитрости линковщика чтобы во время перезаписи созданной отдельной библиотеки для каждого выбранного эффекта, производить корректную модификацию кода. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
dimone 0 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба как бородатый вариант, допаять линейку памяти, таки да, СД -шку, запустить на (лучше 20Мгц) Мег виртуалку, и поднять Линуху)))) https://habr.com/post/177425/ Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
ARV 1 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Какие-то советы не совсем по теме вы даёте, коллеги :) Основной код модифицировать не нужно, он знает только номера функций в таблице оверлея и адрес этой таблицы, и обращается по ним. А все варианты оверлеев содержат в самом своём начале эту самую таблицу, ссылающуюся на собственные функции. Поэтому в одном оверлее условно 5-я функция цветомузыки может быть "красный на максимум", а в другом - "синий на минимум". И как бы настоящую линковку мне не надо повторять, и разбираться с ней особенно не стоит, как и с форматом elf-файла - не влезет его разбор в AVR, да и ни к чему... Мне бы просто понять, как при помощи AVR-GCC собрать модуль с функциями и таблицей, и как из него получить HEX для записи... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
adnega 11 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Какие-то советы не совсем по теме вы даёте, коллеги :) Перефразирую: - есть код и данные (константы и переменные); - нужно уметь запускать этот код и размещать данные по указанным доступным адресам/смещениям; - допускается иметь таблицу смещений функции, данных и использовать ее при загрузке модуля; - модуль может пользоваться функциями/данными основного приложения, вызывая их по конкретным адресам или по таблице указателей. На каком-нить Cortex-M - без проблем. А на AVR... ну, только если путем переписывания flash и динамического распределения ОЗУ. Задачка неактуальная, но интересная. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
dimone 0 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Задачка неактуальная, но интересная. интересно, когда придется работать с трехбайтовыми адресами, в мегах выше 64-й, из-за 16-ой флеш адресации, и побайтовой Озу, при описании движения констант меж ними потребуют работу с модификаторами generic (IAR) ,куча мата от линкера, и прочая.. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
ARV 1 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Именно переписыванием flash. Но вопрос в том, как скомпилировать модуль! Для бутлоадера есть заготовки, известны ограничения и т.п. У меня цель немного отличается от бутлоадера, и поэтому я спрашиваю: как скомпилировать? просто модуль компилируется в файл с расширением .a - объектный файл. как указать компилятору (или чему?), что адрес таблицы функций должен быть строго таким-то? все функции тоже должны быть строго в определенной области адресов? как потом получить hex-? avr-gcc, никакого IAR, и предполагается не вылезать за пределы 64К flash Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
adnega 11 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба как указать компилятору (или чему?), что адрес таблицы функций должен быть строго таким-то? все функции тоже должны быть строго в определенной области адресов? как потом получить hex-? Дык, это легко указать в скрипте линкера, но на этапе компиляции. Гораздо сложнее получить некий объектный код и запускать его с произвольного адреса. Например, создать 3 файла obj1, obj2, obj3, которые в произвольном порядке закинуть на карту, а МК потом их по очереди вычитает и загрузит по первым доступным адресам. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
ARV 1 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Этого (загрузки по произвольным адресам) не требуется (пока). Я в скриптах, как уже писал, не силен, и ответов на заданные вопросы не знаю... надеюсь на помощь. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
kolobok0 0 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба ...как скомпилировать? ....адрес таблицы функций должен быть строго таким-то? все функции тоже должны быть строго в определенной области адресов? как потом получить hex-?... делал подобное в меге128. на лопапалам её флэш делил. компилял как обычно. но делал софтинку для потрошения hex формата (подправлял адресацию). Менял и вектора так-же...прошивал половинку меги + таблицу векторов. у Вас без таблицы векторов, насколько я понимаешь. Общая засада при таких хотелках = проследить чтоб везде была относительная адресация. имхо: компилять обычно как программу. обязательно везде относительная адресация. дать линкеру честно сформировать таблицу нужных вентилей вызовов (таблица векторов ли или некая своя структура адресов функций - не суть). далее корректируем эту таблицу - до загрузки, если адреса загрузки фиксированы. - в момент загрузки, если адрес загрузки не известен. адрес естественно выровнен на нужное смещение. как то так (круглый) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
adnega 11 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба Этого (загрузки по произвольным адресам) не требуется (пока). Я в скриптах, как уже писал, не силен, и ответов на заданные вопросы не знаю... надеюсь на помощь. Нужно определить секцию под оверлеи. Все данные и функции размещать в этой секции. Попробую набросать код в AVR-студии, но ничего не обещаю, т.к. ни разу с AVR этого не делал. Сделал таблицу экспорта test_ovl.c #include "test_ovl.h" const uint16_t ovl_const_1 = 1; const uint16_t ovl_const_2 = 2; volatile const sOVL_EXPORT ovl_export_func __attribute__((section(".ovl_export"))) = { 0, // ovl_data_ram_pointer sizeof(sOVL_DATA), // ovl_data_ram_size &ovl_func_1, // func_1 &ovl_func_2, // func_2 &ovl_const_1, // const_1 &ovl_const_2, // const_2 }; void ovl_entry(void){} uint16_t ovl_func_1(const uint16_t param) { return param + ovl_const_2 + ovl_export_func.ovl_data->data_1; } uint16_t ovl_func_2(const uint16_t param) { return param / ovl_export_func.ovl_data->data_2 + ovl_const_2; } test_ovl.h #ifndef __TEST_OVL_H__ #define __TEST_OVL_H__ #include <stdint.h> typedef uint16_t t_ovl_func(const uint16_t param); typedef struct sOVL_DATA { uint16_t data_1; uint16_t data_2; } sOVL_DATA; typedef struct sOVL_EXPORT { sOVL_DATA *ovl_data; const uintptr_t ovl_data_size; t_ovl_func *func_1; t_ovl_func *func_2; const uint16_t *const_1; const uint16_t *const_2; } sOVL_EXPORT; uint16_t ovl_func_1(const uint16_t param); uint16_t ovl_func_2(const uint16_t param); #endif // __TEST_OVL_H__ test_ovl.ld MEMORY { OVL_EXPORT(r!x) : ORIGIN = 0xE000, LENGTH = 16 OVL(rx) : ORIGIN = 0xE010, LENGTH = 8k - 16 } SECTIONS { .ovl_export : { KEEP(*(.ovl_export)) } >OVL_EXPORT .text : { *(.text) *(.text.*) *(.data) *(.data.*) } >OVL } test_ovl.bat del test_ovl.s test_ovl.d test_ovl.map avr-gcc -mmcu=atmega88 -Wall -gdwarf-2 -Os -std=gnu99 -funsigned-char -funsigned-bitfields -fpack-struct -fshort-enums -MD -MP -MT test_ovl.o -c test_ovl.c avr-gcc -mmcu=atmega88 -Wl,--gc-sections,-Map=test_ovl.map,-cref,-u,ovl_entry test_ovl.o -T test_ovl.ld -o test_ovl.elf avr-objcopy -O binary test_ovl.elf test_ovl.bin avr-objdump -D -bbinary -mavr --start-address=16 test_ovl.bin > test_ovl.s del test_ovl.o test_ovl.d test_ovl.elf test_ovl.s (test_ovl.bin с 16 смещения) 00: 00 00 04 00 09 70 15 70 68 E0 6A E0 00 00 00 00 0000e010 <ovl_entry>: &ovl_func_2, // func_2 &ovl_const_1, // const_1 &ovl_const_2, // const_2 }; void ovl_entry(void){} e010: 08 95 ret 0000e012 <ovl_func_1>: uint16_t ovl_func_1(const uint16_t param) { return param + ovl_const_2 + ovl_export_func.ovl_data->data_1; e012: e0 91 00 e0 lds r30, 0xE000 e016: f0 91 01 e0 lds r31, 0xE001 e01a: 20 81 ld r18, Z e01c: 31 81 ldd r19, Z+1 ; 0x01 e01e: 2e 5f subi r18, 0xFE ; 254 e020: 3f 4f sbci r19, 0xFF ; 255 e022: 28 0f add r18, r24 e024: 39 1f adc r19, r25 } e026: c9 01 movw r24, r18 e028: 08 95 ret 0000e02a <ovl_func_2>: uint16_t ovl_func_2(const uint16_t param) { return param / ovl_export_func.ovl_data->data_2 + ovl_const_2; e02a: e0 91 00 e0 lds r30, 0xE000 e02e: f0 91 01 e0 lds r31, 0xE001 e032: 62 81 ldd r22, Z+2 ; 0x02 e034: 73 81 ldd r23, Z+3 ; 0x03 e036: 04 d0 rcall .+8 ; 0xe040 <__udivmodhi4> e038: 6e 5f subi r22, 0xFE ; 254 e03a: 7f 4f sbci r23, 0xFF ; 255 } e03c: cb 01 movw r24, r22 e03e: 08 95 ret 0000e040 <__udivmodhi4>: e040: aa 1b sub r26, r26 e042: bb 1b sub r27, r27 e044: 51 e1 ldi r21, 0x11 ; 17 e046: 07 c0 rjmp .+14 ; 0xe056 <__udivmodhi4_ep> 0000e048 <__udivmodhi4_loop>: e048: aa 1f adc r26, r26 e04a: bb 1f adc r27, r27 e04c: a6 17 cp r26, r22 e04e: b7 07 cpc r27, r23 e050: 10 f0 brcs .+4 ; 0xe056 <__udivmodhi4_ep> e052: a6 1b sub r26, r22 e054: b7 0b sbc r27, r23 0000e056 <__udivmodhi4_ep>: e056: 88 1f adc r24, r24 e058: 99 1f adc r25, r25 e05a: 5a 95 dec r21 e05c: a9 f7 brne .-22 ; 0xe048 <__udivmodhi4_loop> e05e: 80 95 com r24 e060: 90 95 com r25 e062: bc 01 movw r22, r24 e064: cd 01 movw r24, r26 e066: 08 95 ret 0000e068 <ovl_const_1>: e068: 01 00 .. 0000e06a <ovl_const_2>: e06a: 02 00 .. Все переменные нужно задать в sOVL_DATA и обращаться к ним так ovl_export_func.ovl_data->data_1. При загрузке модуля в первых 16 битах нужно записать адрес, выделяемого блока в ОЗУ для данного модуля, а размер можно узнать из следующих 16 бит. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
adnega 11 4 июля, 2018 Опубликовано 4 июля, 2018 · Жалоба В AVR-студии добавил пару строчек в опциях линкера: -T../test_ovl.ld -Wl,--gc-sections,-Map=test_ovl.map,-cref,-u,ovl_entry см. картинку Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
aiwa 0 5 июля, 2018 Опубликовано 5 июля, 2018 (изменено) · Жалоба Поэтому в одном оверлее условно 5-я функция цветомузыки может быть "красный на максимум", а в другом - "синий на минимум". С другой стороны эти 5-е функции из разных оверлеев по сути представляют одну функцию с двумя параметрами: цвет и яркость. И реализовать такой функционал гораздо проще через табличную организацию параметров в EEPROM. И как бы настоящую линковку мне не надо повторять, и разбираться с ней особенно не стоит, как и с форматом elf-файла - не влезет его разбор в AVR, да и ни к чему... Мне бы просто понять, как при помощи AVR-GCC собрать модуль с функциями и таблицей, и как из него получить HEX для записи... Т.е. Вы планируете не все возможные варианты функций-эффкектов собрать в один файл, а на каждую допустимую комбинацию свой файл транслировать? Изменено 5 июля, 2018 пользователем aiwa Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться