Перейти к содержанию
    

Датчик крена и дифферента

Это не от дрожащих рук, а от сознательного его расположения не в центре вращения объекта (более того, его там нельзя было разместить, так как объект летал на привязи). И он отлично показывал центростремительное ускорение, вызванное равномерным вращением, которое пересчитывалось в угловую скорость, и, собственно, ее стабилизировало на заданном уровне. И именно акселерометр

Мы говорим о накоплении N точек результатов измерений и нахождении той единственной, сумма квадратов расстояний от которой до каждой из имеющихся минимальна. Это называется МНК (метод наименьших квадратов).

Да ладно? Хотите сказать, что на уровне моря в атлантике оно значительно отличается от на уровне моря в тихом океане? Или судно может вскарабкаться в высокогорное озеро?

Ну, это из серии "гланды вырезать через Ж". Я тоже делал коррекцию пировертикали по акселерометру и ДУСу (легко выгуглить мои патенты на эти методы), и оно тоже как-то работало, но у меня то цель была - диссер. И я просто материал набирал. Применять же такую стабилизацию на практике... :laughing:

 

МНК, это вообще не про то.

 

Да, оно отличается. Для измерения гравитационных аномалий используются приборы "гравиметры". Именно с гравиметра я и начал свой путь в инерциальные системы стабилизации :biggrin: Я больше скажу, у нас б Боготе есть una problema grande. Высота 2600м, а эталоны калиброваны на 300м, то есть в "нормальных условиях". и всё. По метрологическим нормам их нельзя использовать.

Особенно это касается всякого рода поплавков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну, это из серии "гланды вырезать через Ж".

Это из серии цены решения. LIS3DH стоит бакс, кушает почти ноль, весит почти ноль, и площади занимает тоже почти ноль, и измеряет центростремительное ускорения в той задаче с достаточной точностью, чувствительностью и разрешающей способностью. Так зачем там инклинометры за полсотни баксов? Докучи, когда его расположение в 5-15 метрах от центра вращения...

 

А МНК тут еще как причем. Это оптимальное (с математической точки зрения) решение для поиска (вычисления) наиболее вероятной точки, соответствующей измеряемой величине, при наличии N результатов измерения этой величины.

 

 

PS

Насчет гравитационных аномалий не знал... Только про магнитные знал. Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А это переменная составляющая... Она отфильтровывается за ненадобностью.

Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число.

А это смотря как на гашетку надавить :) Я сам любитель на катере погонять, и ускорения там вполне себе нормальные, если ручку газа в правильное положение поставить :)

Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента.

А Кориолисом просто пренебречь... А то еще и компАс магнитный надо будет прикручивать в систему.

Вот не уверена.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число.

Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило.

 

Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента.

Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило.

Как Вам удается предсказать цунами?

Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей.

Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Как Вам удается предсказать цунами?

А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне) :) А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет :)

 

Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет?

Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне) :) А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет :)

Цунами - это моя неудачная гипербола. Цунами вдали от берега трудно заметить. А хотела намекнуть, что предсказание - вероятностная вещь в принципе.

 

Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более.

Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее.

Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее.

Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно).

Полезное предыдущее обсуждение. Полезные формулы. Только не врубился к чему. Разрешающая способность акселерометра - разрядность АЦП. Точность получения данных (дельта g и впоследствии угла в градусах) с применением разного рода математики это далеко не то же самое что разрешающая способность. Сколько это в цифрах пока не понятно. Что стало понятно:

Для измерения углов дифферента небольшого тихоходного речного судна вполне подойдут 2 встречно расположенных дешевых акселерометра. Во всяком случае статический угол наклона гидроакустической антенны с присоединеннной к ней электроникой (где и должны располагаться акселерометры) в покое вполне можно измерить.

Дальше пока так и осталось все в небольшом тумане. С какой точностью можно получать таким образом угол наклона антены 5 раз в секунду (антенна распложена на носу судна) при движении судна? Можно ли применив дешевые микросхемы и несложную математику добиться точности в хотя-бы в 0.5 градуса (лучше 0.1 градуса)?

 

На данный момент у меня на столе модуль с LIS3DH подключен к компу и выдает на экран сырые данные в mg. В покое по двум осям все скачет на 2 десятка mg. А что говорить в движении на судне? 2 десятка mg в одну и другую сторону это уже далеко за 0.5 град...

Изменено пользователем Acvarif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На данный момент у меня на столе модуль с LIS3DH подключен к компу и выдает на экран сырые данные в mg. В покое по двум осям все скачет на 2 десятка mg.

 

На столе нет никакого покоя. То кто-то где-то пройдет, создав вибрацию, то еще что-то такое произойдет, вот оно и скачет. Стоит дунуть на него, или аккуратно коснуться стола, так он почувствует силу от дуновения, на него воздействующую, или вибрацию от касания. Это все - всевозможная переменная составляющая и шумы, которые надо программно отфильтровать. Для этого надо иметь информацию о данных не только текущих, а и за какое-то прошедшее время. На это же время, какую даст задержку фильтрация, надо задержать и показание эхолота. В результате к каждой выборке данных с эхолота будете иметь данные о крене/дифференте. Если грамотно подойти к вопросу о фильтрации, то в состоянии покоя, но в условиях некой зашумленности и помех, на LIS3DH, получите, думаю, +-0.2..0.3 градуса (это на вскидку). Но это именно в состоянии покоя, когда нет ускорений, имеющих неотфильтровываемый характер - то есть они не шумы с нулевым матожиданием, и не периодическая качка. А вот когда дело дойдет до компенсации ускорений, вызванных работой двигателя, там начнется совсем другая тема, по которой, в плане точности, Tanya дала оценки.

 

PS

2 десятка mg - это 0.02g - это 1.14 градуса, это вполне нормальная дерготня от тех ускорений, которые воздействуют на лежащий на столе предмет. Повторю - их надо фильтровать. Периодическую составляющую и часть шумов, наверное, обычным ФНЧ, а затем еще и МНК, для дальнейшего уточнения измерения. Хотя, тут, конечно, надо бы проанализировать реальный характер помех и шумов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Полезные формулы. Только не врубился к чему.

 

Надо врубаться... Помогу.

Нарисуем окружность радиуса модуль g. Пусть 2 оси чувствительности ориентированы вертикально (на столе) и горизонтально. При повороте датчиков вычисляемый вектор ускорения будет поворачиваться (начало в центре, конец - на окружности). Угол дается (в радианах для малых углов) как отношение проекций на эти две оси.

При ускорении системы по горизонтальной оси величиной a регистрируемый вектор будет кончаться уже не на окружности, а на конце горизонтальной касательной длиной а. Нам (если мы не видим увеличения полного ускорения) будет казаться, что есть наклон с углом а/g. Вопрос в том, можем ли мы отличить наклон от ускорения, используя изменение модуля суммарного вектора.

Используем теорему о произведении отрезков секущей, равной квадрату длины касательной.

Произведение отрезков секущей, проведенной через центр к концу вектора суммарного ускорения (там, где кончается вектор а), будет приближенно равно 2g*(ту часть суммарного вектора, которая выходит за окружность = приращение g). Приравняем это квадрату а. Получаем оценку приращения. Если мы не можем такую величину зарегистрировать, то и не можем отличить наклон от ускорения по горизонтальной оси.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот еще идея, самодельного датчика.

Нужен сферический сосуд, в горловине которого простейшая видеокамера с подсветкой, направленная объективом вовнутрь. А на дне сосуда небольшое количество вязкой жидкости, например, масла.

Если сосуд расположен вертикально, то круглое пятно от масла будет изображено в центре, а при наклонах – смещаться. По этому смешению можно определить угол наклона в пространстве.

Обработку видео можно автоматизировать...

 

Как модификация, вместо масла - капелька ртути.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот еще идея, самодельного датчика.

Нужен сферический сосуд,

 

Гениально!

Совсем немного осталось до магнита на веревочке - и тогда точно уж никаких проблем со смачиваемостью\капиллярностью.

А, и тоже видеокамеру...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Надо врубаться... Помогу.

Нарисуем окружность радиуса модуль g. Пусть 2 оси чувствительности ориентированы вертикально (на столе) и горизонтально. При повороте датчиков вычисляемый вектор ускорения будет поворачиваться (начало в центре, конец - на окружности). Угол дается (в радианах для малых углов) как отношение проекций на эти две оси.

При ускорении системы по горизонтальной оси величиной a регистрируемый вектор будет кончаться уже не на окружности, а на конце горизонтальной касательной длиной а. Нам (если мы не видим увеличения полного ускорения) будет казаться, что есть наклон с углом а/g. Вопрос в том, можем ли мы отличить наклон от ускорения, используя изменение модуля суммарного вектора.

Используем теорему о произведении отрезков секущей, равной квадрату длины касательной.

Произведение отрезков секущей, проведенной через центр к концу вектора суммарного ускорения (там, где кончается вектор а), будет приближенно равно 2g*(ту часть суммарного вектора, которая выходит за окружность = приращение g). Приравняем это квадрату а. Получаем оценку приращения. Если мы не можем такую величину зарегистрировать, то и не можем отличить наклон от ускорения по горизонтальной оси.

Спасибо. Вобщем смысл понятен. Горизонтальное ускорение, которое датчик может воспринимать как наклон. Но поступало предложение о двух датчиках расположенных встречно. Прокатит? Ну и про дорогостоящий вариант http://www.muratamems.fi/sites/default/fil...8261700a3_0.pdf Опять же разрешение очень высокое. Про точность нужно читать документ. Внутрях вроде какраз два встречных датчика + фильтр. Насколько оправдано для задачки с речным судном и гидроакустической антенной?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Вобщем смысл понятен. Горизонтальное ускорение, которое датчик может воспринимать как наклон. Но поступало предложение о двух датчиках расположенных встречно. Прокатит? Ну и про дорогостоящий вариант http://www.muratamems.fi/sites/default/fil...8261700a3_0.pdf Опять же разрешение очень высокое. Про точность нужно читать документ. Внутрях вроде какраз два встречных датчика + фильтр. Насколько оправдано для задачки с речным судном и гидроакустической антенной?

Более того, если ускорение таково, что сумма его с вектором ускорения силы тяжести лежит на окружности (той самой), то никаким способом, даже если мы измеряем абсолютно точно, мы не можем его отличить от наклона. Почитайте что-нибудь из механики про переход в неинерциальные системы отсчета. Про встречные датчики... см. первый совет. Про речные суда и гидроакустические антенны ничего сказать не могу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...