Перейти к содержанию
    

диммер с "переходом через 0"

Не буду хранить загадочность и открою карты сразу.

Дано: вентилятор в кухонной вытяжке, однофазный асинхронник 15 Вт.

Хочется: запускать его на длительное время и на слабых оборотах (чтоб не шумел).

 

Первое что пришло в голову - использовать обычный диммер (тиристорный светорегулятор), вставив его по месту выключателя в стене.

Сказано - сделано, стандартный диммер купить - не проблема.

НО!

Оказалось - при средних и малых оборотах, крыльчатка вращается практически беззвучно, но начинают жужжать обмотки - на резких фронтах включения тиристора, так как через движок идут при этом остроконечные импульсы.

 

Вопрос темы - как подавить этот шум обмоток?

 

Первое, что вспомнилось, это MOC-и и им подобные приблуды, включающие тиристор при переходе через ноль. Но они ведь не регулируют величину как диммер, только вкл-выкл. Нужно лепить что-то.

Можно конечно взять небольшой МК, запрограммировать его и вуаля!

Но мне кажется, что это уж совсем как-то из пушки по пернатым)))))

 

Каковы будут ваши соображения?

 

Требования к конструкции:

1). Включается в разрыв провода, как выключатель. Т.е. целиком последовательно с нагрузкой.

 

2). Управление - ручкой (переменным резистором). Хотелось бы сохранить "родной" 500кОм, потому что он с выключателем вместе. Но это уж выпендреж)))))

 

3). Максимально возможная простота и компактность - в гнезде выключателя местом не размахнешься, там половина корпусом занято с раздвижными лапками крепления((((((

 

Что посоветуете?

Изменено пользователем Меджикивис

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

За что такой глухой игнор меня, не знаю((((((( Вроде ничего обидного не писал...

 

Итак, первая альтернатива, пришедшая в голову - пошимить сетевую синусоиду.

Взял TOP227Y в диагонали моста. Лампочку 15 Вт регулировала хорошо. Но когда подключил мотор - оказалась прошита мгновенно(((((( вероятно выбросом самоиндукции.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вообще-то, люди, использующие симисторы таким образом попадают в ад.

Диммеры - зло.

Мало того, что подарите людям массу помех (не будете же ставить килограммовый фильтр), так еще и горящий вентилятор как раз в вентиляции - отличная зажигалка для квартиры.

 

Благо, что люди, делающие двигатели, ставят термисторы последовательно...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

еще и горящий вентилятор как раз в вентиляции
А по какой причине он должен гореть на пониженном токе?

 

 

 

У меня стоит гасящий резистор и двухклавишный переключатель.
Только два провода в подводке к мотору. Так что гасящий пришлось бы ставить в гнездо выключателя, а вот это уж точно перегрев нехилый.

 

Офф:

В другом месте сделал иначе: (два маленьких вентилятора влезли там в трубе) и два перекидных переключателя, получил три уровня мощности: оба - один - два последовательно (половинная мощность).

Последовательно двигатели не включают. Знаю, не подымайте шум. Практика показала: нормально стартуют и работают.

(Почему? - потому что аэродинамическое сопротивление крыльчатке возрастат пропрционально квадрату оборотов, так что нагрузка двигателей в этих условиях выравнивается.) Но этот офф так, к слову, его не обсуждаем, поскольку дело уже успешно решенное и работает без каких-либо вопросов.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вообще-то, люди, использующие симисторы таким образом попадают в ад.

Диммеры - зло.

< . . . > подарите людям массу помех

Вообще-то, с самого начала я и задумался именно о регулировании включением симистора в нуле, которое не дает помех. Но никто из вас об этом никакого совета не дал...

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вообще-то, с самого начала я и задумался именно о регулировании включением симистора в нуле, которое не дает помех.

Ну вот представьте себе, Вы включили симистор в нуле (напряжения).

Выключаться он будет тоже в нуле (уже тока, что, впрочем, пока не так важно).

через Ваш мотор пройдет что-то типа целого полупериода тока.

Т.е. у Вас есть возможность пропускать или не пропускать только целые полупериоды.

(желательно симметрично в среднем, индуктивеность все-таки).

Есть такие регуляторы, но они достаточно сложные и годятся только для инерционной нагрузки (нагреватели).

 

Но никто из вас об этом никакого совета не дал...

 

Ну вот, собственно, совет. Прикиньте, какие п.п. пропускать, а какие нет, в зависимости от положения регулятора.

Как этот алгоритм сформировать (наверное, МК нужен).

И как от этого будет трещать мотор, и будет ли он работать вообще, и сколько проработает.

 

 

з.ы. Я когда-то через конденсатор (1-4 мкф) последовательно включал мотор.

И скорость падает, и не греется как резистор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

через Ваш мотор пройдет что-то типа целого полупериода тока.
Периода.

 

Т.е. у Вас есть возможность пропускать или не пропускать только целые полупериоды.
Только целые периоды. Через мотор не должно образовываться постоянной составляющей, это не нагреватель.

 

Есть такие регуляторы, но они достаточно сложные и годятся только для инерционной нагрузки (нагреватели).
Нагрузка инерционная. С одного толчка ротор крутится секунд пять.

 

Ну вот, собственно, совет. Прикиньте, какие п.п. пропускать, а какие нет, в зависимости от положения регулятора.

Как этот алгоритм сформировать (наверное, МК нужен).

Да я думал,- может готовые микрухи есть под такую задачу. Или не под такую, но можно как-то извратиться?))))

 

И как от этого будет трещать мотор
Вот это вопрос реально интересный! Потому что редкое следование полных периодов наверняка будет вызывать нечто типа стрекотания.

Я когда-то через конденсатор (1-4 мкф) последовательно включал мотор.

И скорость падает, и не греется как резистор.

Да, это можно; но здоров он, ззараза, в гнездо выключателя не всунешь, плавно не регулируется, а проводка скрытая, уже в стенке, фиг ее знает, вмазана или как, короч лишние провода провести - несусветный гимор, не обсуждаемо даже.

Я еще вот что попробовал: дроссель поставил последовательно с мотором от диммера. Жужжать перестал! (импульсы токовые сгладились), но даже на полной - номинальных оборотов не достигает: дроссель подсадил на себе напряжение. Я думаю - что если так расчитать, чтобы на полном токе дроссель в насыщение входил и не тормозил бы мотор? Но тут ооооочень индивидуальная подгонка потребуется. Как оно, с такой-то ювелирностью, заработает?..

и сколько проработает.
А чего ему не проработать-то? Если обмотки средним током не перегружать - чего им сделается?

А механики нету никакой - ни шестерен, ни зубцов, ни шкивов, - только ротор с жестко посаженной крыльчаткой: если и неравномерно будет крутиться - так и что с того ему будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg
Только два провода в подводке к мотору.

 

Это надуманные проблемы проектанта/исполнителя.

Не смеши мои тапочки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это надуманные проблемы проектанта/исполнителя.

Не смеши мои тапочки.

Смейтесь))))) Я не обижусь)))))

 

Но если есть что-нибудь дельное - еще лучше.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня уже больше 10-и лет верой и правдой вентилятор крутится через китайский автотрансформатор, с базара, самый дохлый по мощности, тот что 230/110, ничего не шумит, ничего не греется. А с триаками я бы не связывался в этом применении.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня уже больше 10-и лет верой и правдой вентилятор крутится через китайский автотрансформатор, с базара, самый дохлый по мощности, тот что 230/110, ничего не шумит, ничего не греется. А с триаками я бы не связывался в этом применении.

Это хорошо, ну и что? Автор хочет регулировать и у него только два провода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мне тоже непонятны страдания ТС. Вы же разработчик, зачем делать г..вно, когда гораздо сложнее сделать красивый и качественный регулятор переменного напряжения, типа 220 в DC затем DC в переменку регулируемую. И не просто сделать, такую чтобы она идеально отбирала мощность от сети создавая минимум помех, с двойной изоляцией и прочими фишками, типа таймер, удаленное управление, телеметрия по WiFi наконец. Узнаете много нового и по инверторам и по радиоканалам и по софту управления через интернет. Вы же разработчик, так сделайте красивую вещь.

Нет уже третий день обсуждается тема как минимумом деталей сделать совершенно уродское решение, которое засрет сеть всем соседям. И возможно подпалит квартиру ТС. Как то не вяжется у меня это с образом разработчика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

через китайский автотрансформатор, с базара, самый дохлый по мощности, тот что 230/110
Неужели авторансформатор в стандартное гнездо выключетеля уместился? :D

 

 

 

Мне тоже непонятны страдания ТС.
Предложите конкретную схему, которую можно развести на платке 30х30 мм по всем Вашим предложениям.

Мы с восхищением подивимся на Вас, такого крутого разработчика.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Трансформатор у меня находится на стороне нагрузки. А вообще они небольшие, так что зря смеетесь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...