Перейти к содержанию
    

Шаговый двигатель с редуктором - работа до упора без концевика

Здравствуйте.

Делаю вентиляционную заслонку с регулировкой шаговиком.

Пока что для проверки взял двигатель 28BYJ-48, он с пластмассовыми шестеренками.

Хочу обойтись без концевого выключателя, да и идея в том, чтобы закрывать заслонку до упора, а с концевиком такого не получится.

Делать датчик силы точно не буду. Если мерять ток двигателя - то он тоже невнятно меняется при упоре.

То есть остается, проще всего, при включении крутить двигатель в сторону закрывания, скажем, 1000 шагов (в это время он уже заведомо упрется), а потом открывать уже на заданное число шагов. Также в процессе работы иногда загонять его в упор для калибровки.

Вопрос: не испортит ли это двигатель и редуктор? Остальная механика точно не пострадает, т.к. усилие в общем небольшое (450 г/см).

Кто-то имел дело с таким режимом работы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Можно взять двигатель с двухсторонним валом и на задний вал надеть трехсотрублевый оптический энкодер 200 штрихов на оборот. И контролировать вращение вала не считая шаги, а считая отсчеты энкодера. Таким образом легко будет определить, что двигатель уперся.

Кстати, многие современные драйверы ШД умеют "самостоятельно" определять заклинивание вала по анализу потребляемого тока. Посмотрите в сторону тринамиковских. Правда, цена там, конечно, не стольник...

А вообще, в некоторых железяках мне, бывало, приходилось без концевика гонять двигатель до упора с явно большим, чем нужно, числом шагов. Это приводило в конце-концов к проблемам с механикой (то что-нибудь раскрутится от вибрации, то "съестся").

Изменено пользователем Eddy_Em

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, alexvu сказал:

Здравствуйте.

Делаю вентиляционную заслонку с регулировкой шаговиком.

Пока что для проверки взял двигатель 28BYJ-48, он с пластмассовыми шестеренками.

Хочу обойтись без концевого выключателя, да и идея в том, чтобы закрывать заслонку до упора, а с концевиком такого не получится.

Делать датчик силы точно не буду. Если мерять ток двигателя - то он тоже невнятно меняется при упоре.

То есть остается, проще всего, при включении крутить двигатель в сторону закрывания, скажем, 1000 шагов (в это время он уже заведомо упрется), а потом открывать уже на заданное число шагов. Также в процессе работы иногда загонять его в упор для калибровки.

Вопрос: не испортит ли это двигатель и редуктор? Остальная механика точно не пострадает, т.к. усилие в общем небольшое (450 г/см).

Кто-то имел дело с таким режимом работы?

Почти аналогичный режим был..

В результате отказался от шаговика и поставил коллекторник с редуктором и энкодером на торце.

По току определяется усилие или упор. По энкодеру - угловое положение, т.к от торца до торца количество импульсов одинаковое.

Получилось и проще и дешевле и управляемее.

В торце импульсы не идут, а ток есть. В середине, если добавить нагрузку, ток увеличивается, но импульсы продолжают поступать. Контроллер принимает решение- пора чистить заслонку от грязи..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, alexvu сказал:

Хочу обойтись без концевого выключателя, да и идея в том, чтобы закрывать заслонку до упора, а с концевиком такого не получится.

Делать датчик силы точно не буду. Если мерять ток двигателя - то он тоже невнятно меняется при упоре.

 

существуют ФРИКЦИОННАЕ ПЕРЕДАЧИ с калиброванным максимальным моментом. При этом датчики крайних положений всё равно не помешают. Кроме того, неясно, почему именно ШАГОВЫЙ двигатель, а не простой щеточный/бесколлекторный ДПТ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1 час назад, alexvu сказал:

Кто-то имел дело с таким режимом работы?

То есть остается, проще всего, при включении крутить двигатель в сторону закрывания, скажем, 1000 шагов (в это время он уже заведомо упрется), а потом открывать уже на заданное число шагов.

В миллионах авто так работает регулятор холостого хода использующий шаговый мотор, и ничего не сгорает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1 час назад, LLLLLLLLLL сказал:

почему именно ШАГОВЫЙ двигатель, а не простой щеточный/бесколлекторный ДПТ

Из тихо работающих двигателей - шаговый самый дешевый, и ему не нужен датчик положения.

1 час назад, Vasily_ сказал:

В миллионах авто так работает регулятор холостого хода использующий шаговый мотор, и ничего не сгорает.

Там специально рассчитанная механика моторчика под такой режим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, alexvu сказал:

Там специально рассчитанная механика моторчика под такой режим.

Там специально, даваемый драйвером, максимальный ток, который может течь через обмотку очень долго - практически бесконечно. И безвредно для нее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

31 minutes ago, alexvu said:

Из тихо работающих двигателей - шаговый самый дешевый, и ему не нужен датчик положения.

Шум шаговика определяется драйвером, и тихие драйверы уже не самые дешевые.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

37 минут назад, alexvu сказал:

Там специально рассчитанная механика моторчика под такой режим.

Что должно сломаться в обычном шаговом моторе при упоре в стенку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, Vasily_ сказал:

Что должно сломаться в обычном шаговом моторе при упоре в стенку?

Наверное, сотрутся зубцы шестеренки выходного вала в том месте, где она все время упирается.

 

57 минут назад, Tanya сказал:

Там специально, даваемый драйвером, максимальный ток, который может течь через обмотку очень долго - практически бесконечно. И безвредно для нее.

И еще прочная механическая передача.

42 минуты назад, rkit сказал:

Шум шаговика определяется драйвером, и тихие драйверы уже не самые дешевые.

Еще тем, что ротор медленнее крутится раз в 10-100. При простейшем драйвере на ULN2003 и в режиме полушага уже достаточно тихо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, alexvu сказал:

да и идея в том, чтобы закрывать заслонку до упора, а с концевиком такого не получится.

Почему же не получится? Смотря как концевик поставить. Но можно и замерить, сколько шагов нужно мотору от момента срабатывания концевика до полного закрытия заслонки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

16.04.2021 в 19:07, Herz сказал:

Смотря как концевик поставить.

Даже если теоретически концевик настроить с точностью до микрона (а обычно это пара мм, не говоря уже от том, что это никому не надо), то потом изменится зазор от температуры или еще от чего и прижима не будет. Или, что еще хуже, концевик не сработает вообще. В общем, закрытие именно до упора должно быть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, alexvu сказал:

Или, что еще хуже, концевик не сработает вообще. В общем, закрытие именно до упора должно быть.

"Не сработать вообще" может, по большому счёту, всё что угодно. В часности, у шагового двигателя, как у устройства много более сложного, чем концевик, шанс "не сработать вообще" - на порядки выше, чем у примитивной пары контактов. Ставьте два, если сомневаетесь.

Впрочем, чтобы "гарантированно до упора" - добавьте, как я говорил, определённый запас шагов после срабатывания концевика. Если редуктор у шагового мотора не совсем уж хлипкий, то будет вполне надёжно.

Ну, а там как знаете...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Herz сказал:

В часности, у шагового двигателя, как у устройства много более сложного, чем концевик, шанс "не сработать вообще" - на порядки выше, чем у примитивной пары контактов.

Я бы не был столь категоричен. У шагового двигателя нет контактов и деталей, работающих на изгиб. За всю жизнь мне встретился всего один неисправный шаговый двигатель (да и тот сгоревший, т.е. его неисправность обусловлена была нештатным внешним воздействием), а вот неисправных по причине отломавшегося из-за постоянных изгибов контакта кнопок в мышах (считай - тот же концевик) заменил не один десяток.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...