Перейти к содержанию
    

Измерение высоковольтного напряжения емкостным датчиком

Необходимо измерять форму напряжения во вторичной цепи зажигания автомобиля (высоковольтные (ВВ) импульсы с амплитудой пробоя искры до 20 КВ, амплитудой горения искры около 2 КВ и длительностью 1-3 мс). Снятие формы вторичного напряжения основано на наличии паразитной емкостной связи, возникающей между токопроводящей жилой ВВ провода и емкостной пластиной датчика.

 

reflux.png

 

Для устранения искажения формы сигнала диф. цепочкой (паразитная емкость) используется компенсационная емкость (неполярный конденсатор между центральной жилой и экраном кабеля) образующая емкостной делитель.

 

Эталонная форма импульса вторичного напряжения выглядит следующим образом:

 

ign_template.png

 

При снятии осциллограмм возникает непонятный эффект следующий сразу после пробоя искрового промежутка и проявляющийся в подбрасывании изолинии (подбросы могут быть как нескольких подряд идущих импульсов так и через 3-5 импульсов).

 

impuls.png

 

Причину возникновения заброса пока не могу понять, но его выделанная форма очень напоминает разряд емкости.

 

Практически удалось определить что уменьшить этот эффект можно двумя способами:

 

1. Практически полным экранированием датчика, как тут, что очень дорого в производстве

 

2. Либо покрыть поверхность емкостной пластины (достаточно только со стороны ВВ провода) солидолом / литолом или теромоклеем.

 

ce_cx.png

 

На графике красного цвета сигнал снятый датчиком с литолом, а на графике синего цвета без литола. Оба датчика имею одинаковую конструкцию и находятся рядом на одном и том же ВВ проводе (специально нашел провод на котором этот эффект очень заметен). Причем если вообще не использовать корпус датчика, а просто притулить пятачок к ВВ проводу, то на пятачке с литолом забросов так же не будет, а без литола будут.

 

По одной из теорий причиной заброса может быть то, что ВВ провода (старые) имеют микротрещины изоляции, а из-за большой напряженности поля происходит разряд, который ловится датчиком.

 

Может, кто сталкивался с подобным явлением, и при возможности может прояснить причину этого эффекта, возможные способы его устранения. Для себя хочу выяснить, почему литол полностью устраняет этот эффект, а колпачок датчика из капролона в котором находится пятачок не устраняет.

 

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

IMHO, у Вас не очень удачная конструкция датчика-получающаяся “паразитная” емкостная связь нестабильна и под действием ВВ импульсов значительно меняется. Вероятно, из за сил взаимного электростатического притяжения “обкладок”.

Для эксперимента, обмотайте ВВ кабель несколькими витками одножильного монтажного провода (витки должны плотно охватывать кабель) и припаяв один конец к центральной жиле измерительного кабеля, используйте в качестве датчика. В окончательном варианте, можно применить зажим из половинок разрезанного вдоль отрезка трубки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо.

Тоже думал над этим вариантом.

Для того что бы это исключить проделывал следующие:

1. Приклеивал пятачок к ВВ проводу

2. Приклеивал пятачок к колпачку датчика

3. Зажимал пятачок в колчаке датчика трубкой по периметру

Забросы оставались.

Сам датчик выглядит так (кабель и пятачок хорошо поджаты):

cx.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Смысл предложения сводится к использованию емкости в виде цилиндра, где одной из обкладок служит жила ВВ кабеля, а другой проводящая поверхность датчика. Роль пятачка в 3 варианте не очень понятна, трубка проводник?

И еще вопросик, оплетку измерительного кабеля не пробовали подсоединять к корпусу свечи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Смысл предложения сводится к использованию емкости в виде цилиндра, где одной из обкладок служит жила ВВ кабеля, а другой проводящая поверхность датчика.

Пробовал такие датчиками:

Zx2.jpg

Результат тот же.

Если намотать провод, то получится уже и индуктивная связь.

Но все равно ради эксперимента попробую.

 

Роль пятачка в 3 варианте не очень понятна, трубка проводник?

Пластиковая трубка (от аквариума) хорошо поджимала.

 

И еще вопросик, оплетку измерительного кабеля не пробовали подсоединять к корпусу свечи?

Они соединены через корпус прибора, который соединен с массой авто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пробовал такие датчиками:

 

Результат тот же.

С учетом дополнительной информации, рискну предположить следующее: причиной нестабильности могут быть заряды, накапливающиеся на близлежащей поверхности ВВ кабеля под действием ВВ импульсов. Эти заряды может затягивать под обкладку датчика (зависит от поверхностной проводимости), что и вызывает данный эффект.

Дополните эксперимент следующим: с обеих сторон от обкладки датчика (можно использовать Ваш экспромт датчик, только с хорошей изоляцией. Например, тефлоновой пленкой. У пятачка, IMHO, площадь маловата) наложите на поверхность ВВ кабеля кольца-скрутки из монтажного провода без изоляции. Скрутки соедините с оплеткой измерительного кабеля. Смысл дополнения в том, что поверхностные заряды будут стекать на оплетку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо!

 

С учетом дополнительной информации, рискну предположить следующее: причиной нестабильности могут быть заряды, накапливающиеся на близлежащей поверхности ВВ кабеля под действием ВВ импульсов. Эти заряды может затягивать под обкладку датчика (зависит от поверхностной проводимости), что и вызывает данный эффект.

Перечитал курс физики :)

И так же считаю это наиболее вероятным вариантов.

Фактически существует два источника заряда:

1. Токопроводящая жила ВВ провода, она же одна из обкладок конденсатора

2. Заряды, накапливающиеся на изоляции ВВ провода, которые не пробивают капролоновый корпус датчика, а изменяют напряженность внутри диэлектрика, дополнительно поляризуя его.

А солидол, другая смазка или термоклей с длинными молекулами возможно плохо поляризуются.

 

Проверял наличие забросов, вообще не дотрагиваясь до ВВ провода, забросы бывают реже, но без литола все равно большой амплитуды.

 

Дополните эксперимент следующим: с обеих сторон от обкладки датчика (можно использовать Ваш экспромт датчик, только с хорошей изоляцией. Например, тефлоновой пленкой. У пятачка, IMHO, площадь маловата) наложите на поверхность ВВ кабеля кольца-скрутки из монтажного провода без изоляции. Скрутки соедините с оплеткой измерительного кабеля. Смысл дополнения в том, что поверхностные заряды будут стекать на оплетку.

Проверил.

Обмотал ВВ провод фольгой до и после пяточка, фольгу соединил с экраном кабеля (фактически экранирование датчика), который заземлен через измерительный блок. Забросы стали меньше и даже изменили знак – начали появляется не значительные забросы в низ. В темноте видно небольшие искры бьющие из фольги на ВВ проводе в экран кабеля (для исследования специально взял такой плохой ВВ провод).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо!

 

Перечитал курс физики :)

А солидол, другая смазка или термоклей с длинными молекулами возможно плохо поляризуются.

Причина не в поляризации.

Упакуйте измерительный электрод в силиконовый герметик (для начала можно использовать автогерметик, лучше "Гермесил", Данков). При этом, поверхность обращенная к кабелю должна быть по радиусу. При измерении необходимо обеспечить плотный прижим, возможно и тонкий слой смазки на поверхности датчика силиконовой жидкостью перед зажимом. По краям площадки датчика силиконовый компаунд-изолятор должен быть на расстояние заведомо больше зазора между электродом и центральной жилой высоковольтного провода. Т.е. при зажиме датчика силиконовая изоляция будет сжиматься и обеспечивать плотный безвоздушный контакт, а фиксированный зазор будет обеспечиваться Вашим внешним капролоновым корпусом датчика (прижим до упора во внешний корпус).

Выбросы, которые Вы видите при начальной конструкции, должны иметь определенную частоту и она будет зависеть от зазора (прижима).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Причина не в поляризации.

Если не сложно поясните, пожалуйста, в чем тогда причина.

 

Я имел виду следующие:

field.png

E1 – поле созданное зарядами на токопроводящей жиле ВВ провода и пяточке датичка.

E2 – поле созданное зарядами в изоляции ВВ провода и корпусе датчика, частично уменьшающие поле E1 из-за e > 1.

Q3 – это заброс заряда на поверхность изоляции ВВ провода, который в свою очередь приведет к кратковременному измерению поля E1 и E2.

 

Прочитал это (Ландсберг Элементарный учебник физики):

 

 

Упакуйте измерительный электрод в силиконовый герметик (для начала можно использовать автогерметик, лучше "Гермесил", Данков). При этом, поверхность обращенная к кабелю должна быть по радиусу. При измерении необходимо обеспечить плотный прижим, возможно и тонкий слой смазки на поверхности датчика силиконовой жидкостью перед зажимом.

Силиконовая смазка также как и солидол практически полностью устраняет забросы.

Достаточно просто смазать поверхность пяточка солидолом или силиконом, дотронутся им до ВВ провода (даже без корпуса и забросы уменьшаются в разы).

 

По краям площадки датчика силиконовый компаунд-изолятор должен быть на расстояние заведомо больше зазора между электродом и центральной жилой высоковольтного провода.

Не совсем понял.

Сейчас диаметр пяточка чуть меньше 10 мм, а внутренний диаметр колпачка (корпус) чуть больше 10 мм.

 

Выбросы, которые Вы видите при начальной конструкции, должны иметь определенную частоту и она будет зависеть от зазора (прижима).

Периодичности не заметил.

period.png

Датчик довольно хорошо (мощная пружина внутри) поджимает колпачок с пяточком к ВВ проводу.

Для эксперимента пробовал и приклеить корпус датчика к ВВ проводу, что бы точно расстояние не менялось.

При смене расстояния уменьшается амплитуда сигнала, забросы становятся реже, т.е. проявляются только забросы большой амплитуды.

Автор! Не нужно загромождать форум картинками из учебников! И свои картинки ужимайте. Т.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если не сложно поясните, пожалуйста, в чем тогда причина.

Мне представляется. что у Вас банальный пробой происходит с последующим разрядом емкость кабеля+ то, что Вы приделали. Пробой кабеля происходит в тонком канале, который убивается смазкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Врядли происходит пробой капролоного корпуса датчика который по центру ВВ провода, так как если надеть капролонноый колпачок на ВВ провод вместо свечи, то пробивается катушка, т.е. искра не “выходит” из колпачка на массу авто, которая рядом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Врядли происходит пробой капролоного корпуса датчика который по центру ВВ провода, так как если надеть капролонноый колпачок на ВВ провод вместо свечи, то пробивается катушка, т.е. искра не “выходит” из колпачка на массу авто, которая рядом.

Пробой маленький такой. Небольшой. Утечка импульсная. Как хотите называйте. Вот обмотайте провод тонкой тефлоновой лентой. В 10 слоев...

Вы же сами видите разряд емкости... Не так ли? Так откуда тот заряд? И совсем необязательно, чтобы Ваш колпачок пробивался, достаточно, чтобы на его внешнюю поверхность попал заряд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо!

 

Пробой маленький такой. Небольшой. Утечка импульсная. Как хотите называйте. Вот обмотайте провод тонкой тефлоновой лентой. В 10 слоев...

К сожалению не имею такой возможности.

Обматывал изолентой (слоев 10-15) – забросы оставались, но чем больше слоев, тем они были реже.

 

Вы же сами видите разряд емкости... Не так ли? Так откуда тот заряд?

Вот это и хочу выяснить.

 

И совсем необязательно, чтобы Ваш колпачок пробивался, достаточно, чтобы на его внешнюю поверхность попал заряд.

Судя по тому что с ВВ провода на провоз заземления бьет небольшая искра, то на внешнюю поверхность датчика попадает заряд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо!

К сожалению не имею такой возможности.

В магазинах продают ленту ФУМ. Фторопластовый уплотняющий материал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если не сложно поясните, пожалуйста, в чем тогда причина.

Силиконовая смазка также как и солидол практически полностью устраняет забросы.

Достаточно просто смазать поверхность пяточка солидолом или силиконом, дотронутся им до ВВ провода (даже без корпуса и забросы уменьшаются в разы).

Мне представляется. что у Вас банальный пробой происходит с последующим разрядом емкость кабеля+ то, что Вы приделали. Пробой кабеля происходит в тонком канале, который убивается смазкой.

 

Напряженность электрического поля обратно пропорциональна значению диэлектрической проницаемости. По этой причине в небольшом воздушном зазоре возникают частичные разряды. Смазкой, вы убрали воздушный зазор.

 

Не совсем понял.

Сейчас диаметр пяточка чуть меньше 10 мм, а внутренний диаметр колпачка (корпус) чуть больше 10 мм.

Вот колпачек и замените герметиком. Размер изоляции вдоль провода миллиметров 20. У пятака скруглите края, хотя бы.

Периодичности не заметил.

Пролне может быть и так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...