Перейти к содержанию
    

ΔV метод контроля для NiM аккумуляторов

Подскажите, как найти значения параметров, для контроля заряда никель-металлгидридных аккумуляторов, с использованием метода ΔV? Конкретно интересует величина ΔV и с каким периодои нужно замерять напряжение, что бы не пропустить снижение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Подскажите, как найти значения параметров, для контроля заряда никель-металлгидридных аккумуляторов, с использованием метода ΔV? Конкретно интересует величина ΔV и с каким периодои нужно замерять напряжение, что бы не пропустить снижение?

Ni-Mh аккумулятор считается заряженным уже при достижении максимума напряжения при его заряде большими токами (fast charge), и заряжать ег дольше совсем не полезно, очём и пишут изготовители.

Для заряда Ni-Mh аккумуляторов в режиме fast charge существуют специальные контроллеры, их очень много.

Из тех, что я применял:

- MAX713 от Maxim имеет период измерения от 22 до 168 сек, в зависимости от установок, что позволяет довольно чётко определять максимум напряжения при заряде током даже менее 0,3С;

- MC33340 от ONsemi имеет фиксированный период измерения ~1,7 сек, что позволяет нормально работать с токами заряда не менее 0,5С.

Все сведения есть в даташитах на эти и другие контроллеры.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мне приходилось заниматься этой проблемой и нужно сказать что выловить дельту не всегда удаётся. Особенно у новых аккумуляторов, которые долго где то лежали, а так же у старых и побывавших под глубоким разрядом. Ежесекундно производил суммирование полученного аккумулятором заряда и одновременно вылавливал и запоминал максиму напряжения на аккумуляторе. Ложная дельта может появиться в середине процесса заряда в результате снижения внутреннего сопротивления аккумулятора. Поэтому контроль дельты разрешал производить только после получения 80% заряда. Если всё же дельта не определялась то процесс заканчивался после получения 105% заряда. В нормальных рабочих аккумуляторах дельта определяется без проблем. Естественно здесь без микроконтроллера не обойтись.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ложная дельта может появиться в середине процесса заряда в результате снижения внутреннего сопротивления аккумулятора.

Но ведь обычно на время измерения ток заряда прерывают

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Батарея состоит из 6 аккумуляторов, естественно, дельта V может быть выражен не сильно. Для дополнительного контроля будет таймер (заряд не более 4 часов), также контроль по уровню напряжения. Контроллер предполагается использовать обычный. Мне нужна методика расчета дельта V и периода измерения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Батарея состоит из 6 аккумуляторов, естественно, дельта V может быть выражен не сильно. Для дополнительного контроля будет таймер (заряд не более 4 часов), также контроль по уровню напряжения. Контроллер предполагается использовать обычный. Мне нужна методика расчета дельта V и периода измерения.

 

На 6 АКБ последовательно дельту ловить бессмысленно. Лучше тогда по напряжению 1.6 В на элемент (это если ток не сильно большой не более 0.2С), а ещё лучше поставить в батарею термодатчик и по нему прекращать заряд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ложная дельта может быть из-за уменьшения тока в процессе заряда, поэтому нужен хороший стабилизатор тока заряда, ну хотябы +-10%.

Мне нужна методика расчета дельта V и периода измерения

По данным на аккумуляторы Saft и Varta (да наверное и других фирм) при нормальной окружающей аккумулятор уже заряжен при достижении максимума, при повышенной до полного заряда можно зарядить, но он перегреется и быстро сдохнет, поэтому при повышенной его до конца не заряжают.

На 6 АКБ последовательно дельту ловить бессмысленно. Лучше тогда по напряжению 1.6 В на элемент (это если ток не сильно большой не более 0.2С), а ещё лучше поставить в батарею термодатчик и по нему прекращать заряд.

Напряжение на аккумуляторе в максимуме не всегда равно 1,6 В, оно зависит от окр. температуры и от тока заряда (см. зарядные траектории в даташите) поэтому само напряжение не может быть зарядным признаком.

На 6 элементах вполне достаточная дельта, тем более, что любой м/с контроллер заряда делителем приводит его к 1.5 В (к одному элементу). Почитайте описание MC33340 и MAX712/713, очень интересно. Там ведь кроме АЦП больше нет аналоговых устройств, всё остальное в цифре.

В MC33340 и MAX712/713 есть и таймер и контроль температуры (в MC33340 или то или другое), а в MAX712/713 ещё и управление стабилизатором тока.

Мне приходилось заниматься этой проблемой и нужно сказать что выловить дельту не всегда удаётся. Особенно у новых аккумуляторов, которые долго где то лежали, а так же у старых и побывавших под глубоким разрядом.

Не было в моей практике таких случаев, даже новые Saft-овские 11Ач аккумуляторы при заряде 2,3А (посмотрите какой пологий максимум) нормально отлавливался максимум, другое дело что полностью не заряжались, но это достигается тренировкой. Честно скажу, при этом был и контроль температуры и таймер. Нельзя мерить аккумулятор количеством впихнутых в него амперчасов (заряда), ведь КПД зпряда очень зависит от внешних условий.

Я не агитирую за применение MC33340 и MAX712/713, просто в течение многих лет (в моих разработках с 1992г.) они стали классическими контроллерами и для них хорошо (уже) расписаны аппликейшены, и по ним можно хорошо научиться как правильно заряжать NiMh. Много есть новых контроллеров, но среди них много неуниверсальных, специализированных (напр. для мобильников), а может быть и они подойдут Вам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Но ведь обычно на время измерения ток заряда прерывают

 

Ни в коем случае. Причём рекомендуется держать зарядный ток величиной 1С, в крайнем случае 0,5С. Больше вероятности обнаружить дельту. Забыл сказать в своём сообщении выше, что одновременно нужно контролировать температуру аккумулятора. Процесс окончания заряда яконтролировал по снижению напряжения с одновременным ростом температуры. Очень хорошо об этом написано в серии статей "1001 зарядное устройство" в журнале СХЕМОТЕХНИКА начиная с №2 2000г. Можете так же в этом разделе посмотреть моё сообщение за 10 июля 2010 г, где я разместил файлы со схемами и программами.

Изменено пользователем дымок

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ни в коем случае. Причём рекомендуется держать зарядный ток величиной 1С, в крайнем случае 0,5С. Больше вероятности обнаружить дельту. Забыл сказать в своём сообщении выше, что одновременно нужно контролировать температуру аккумулятора. Процесс окончания заряда яконтролировал по снижению напряжения с одновременным ростом температуры.

Спасибо. Да, температура - тоже важный показатель.

Правда, утверждение о прерывании тока не мое - так работает контроллер MC33340/42, ток прерывается на 33 мс для измерения.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Да, температура - тоже важный показатель.

Правда, утверждение о прерывании тока не мое - так работает контроллер MC33340/42, ток прерывается на 33 мс для измерения.

Да в MC33340 есть возможность проводить измерение напряжения прерывая ток заряда и для уменьшения ошибки измерительный интервал времени, составляющий 11 мс, отделён таким же промежутком от момента прерывания тока заряда. Таким способом проводится измерение чтобы результат не зависел от величины тока заряда, но если Вы имеете хороший стабилизатор тока, то этим можно не пользоваться, особенно если зарядное устройство и батарея работают в системе бесперебойного питания.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да в MC33340 есть возможность проводить измерение напряжения прерывая ток заряда и для уменьшения ошибки измерительный интервал времени, составляющий 11 мс, отделён таким же промежутком от момента прерывания тока заряда. Таким способом проводится измерение чтобы результат не зависел от величины тока заряда, но если Вы имеете хороший стабилизатор тока, то этим можно не пользоваться, особенно если зарядное устройство и батарея работают в системе бесперебойного питания.

Спасибо. Я как-то из мануала на эту микру воспринял, что отключение обязательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...