Перейти к содержанию
    

Обучение мехатронике и робототехнике в школе

Выскажусь о теме еще раз, но в очень спорном ключе, а потому заранее прошу на меня не сердиться и не воспринимать мои доводы, как отказ обучать школьников чему-либо.

 

Известно, что школьников часто привлекает химия, но не как экспериментальная наука, а чисто как технология устраивать взрывы (про синтез наркотиков я уж помалкиваю - и так каждому ясно, чем продиктован такой интерес). Спрашивается, к химии ли тут интерес или чему-то другому? И стоит ли интересу такого рода потворствовать?

 

Химия при таком направлении интереса выступает чем-то вроде необходимой обузы, которую приходится выносить, чтобы устроить взрыв или добыть наркоту. Т.е. это примерно тоже, когда будущему космонавту приходится сдавать экзамен по тригонометрии, когда тому тригонометрия противна, а хочется в космос пострелять инопланетных чудовищ и подобных этому приключений.

 

Поэтому, если заглянуть правде в глаза, то можно заметить, что интерес школьников к роботехнике продиктован не страстью к электронике, программированию или механике, а исключительно тому, чтобы конструкция "прикольно" двигалась, громко бибикала, ярко мигала и т.п. А в пределе - робот, не менее чем в человеческий рост, закованный в броню и конечно же боевой! Чтобы ходил рядом со своим хозяином и по его приказу колошматил его соперников железным кулаком :). А электроника здесь не более, чем обрыдлая тригонометрия для космонавта.

 

Проблема тут та, что дети в этом возрасте всё еще в значительной мере ... животные. А именно - "игры разума" им еще не интересны, а интересен экшен, где бы что-то громко бухало, скрежетало, взрывалось, нападало, защищалось и т.д.

 

Не подумайте, что я такая ханжа. Я и сама экшен люблю и даже японское аниме в стиле "меха" :). И когда роботы дерутся (хотя бы и нарисованные) тоже люблю посмотреть. Однако придерживаюсь того мнения, что первейшая задача школы состоит именно в прививании любви/интереса к интеллектуальным занятиям/наукам, которые собственно и правят миром, определяя собой все те внешние гротескные эффекты, которые кажутся значимыми для животных и детей. Здесь даже не так важно, насколько хорошо школьник помнит теоремы и формулы, а как он вообще относится к этой сфере картины мира. Представляют ли для него тригонометрия и электроника с программированием очередную обузу, которую необходимо донести до экзамена, чтобы за это тебе в награду купили велосипед (а по нынешним временам мотоцикл), или эти области человеческого знания представляются интересными и значимыми сами по себе, вне контекста, где эти знания можно продать за мотоцикл.

 

Или как затея учителя химии создать кружок по изготовлению самодельных боеприпасов, которые потом можно было взрывать на заднем дворе школы, доставляя школьникам удовольствие. Тут главное - понять, что даже если всё это будет производиться с тщательным соблюдением техники безопасности - это не будет интересом детей к химии!

 

По большому счету детям не стоит заниматься роботехникой, как и созданием бризантных веществ - это занятия для больших дядей. И тут не важен довод, что первое занятие безопасно, а второе опасно для окружающих. Дело не в этом, а в самом направлении развития. Формирования системы ценностей, если хотите. И если ценности те еще животно-дебильные, то надо именно это исправлять в первую очередь, а не ставить химию, физику, электронику и пр. на службу таким целям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Xenia, с одной стороны вы правы, что нужно задумываться о том, как и где могут применить знания учащиеся. Но применить знания для создания чего-то плохого может и взрослый человек. При этом, результат применения знаний взрослым "животным" будет куда страшнее, чем детская шалость.

 

Поэтому говорить, что не стоит рассказывать детям про электронику, робототехнику считаю не совсем верным. Школьник умеет пользоваться спичками и разжигать костёр. Он может применить эти знания для поджогов серьёзных масштабов. Но при этом ведь они этого не делают? Ну почти... Почему? Потому что ранее был мини опыт поджогов, были нотации итд.

 

Где-то в марте, два ученика из 9го класса занимающихся у меня в кружке, принесли в кружок похвастаться другим ребятам сделанные ими бомбочки. Сделать они их смогли, благодаря полученным знаниям на химии. Я это увидел и рассказал свои истории, поделился опытом. Как позже я узнал, они всё равно их взорвали. Но после этого, они больше не химичили.

 

В школьное время, я был одним из плохишей, прогуливал школу, учился на 2-3. Баловался с селитрой, серой итд. Были мини взрывы в школе, прямо на уроке ОБЖ, в подъездах и тд. Знаний у меня было предостаточно, а действия зависели от компании в которой я тусовался. Перешёл в другую школу, другая компания, другие интересы, баловство закончилось. Наверное, каждый должен пройти свою школу становления. В другой школе, 10-11 класс я стал учиться на 4-5, первое образование на 4-5, второе (сейчас 5й курс) на 4-5, планирую дополнительно получить пед образование. А был плохим мальчиком. :)

Изменено пользователем Informatikum

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Xenia, с одной стороны вы правы, что нужно задумываться о том, как и где могут применить знания учащиеся. Но применить знания для создания чего-то плохого может и взрослый человек. При этом, результат применения знаний взрослым "животным" будет куда страшнее, чем детская шалость. ... А был плохим мальчиком. :)

 

Простите, но я совершенно иное имела в виду. К тому же несколько раз в своем тексте подчеркивала, что отношения к социальной безопасностии мои слова не имеют, в том числе и к хорошим и плохим поступкам.

 

Сказочный Незнайка тоже выбрал себе в качестве музыкального инструмента трубу, только потому, что она звучит громче прочих. И учиться играть на ней он не захотел тоже потому, что на громкость звучания инструмента обучение не влияет. Примерно тоже самое можно сказать и про школьников, приготавливающих из химреактивов взрывчатку - им тоже нужно только то, чтобы бабахнуло как можно громче. В обоих случаях имеем один и тот же стимул из разряда "животных" - громкий звук. А вот чтобы серьезно учиться музыке, необходимо этот стимул сменить на другой. И в химии тоже самое.

 

Если задаться вопросом, отчего вдруг школьники заинтересовались роботехникой, то выяснится, что этот интерес привит не школьными преподавателями, и не интересом к физике или информатике, а возник еще в дошкольные времена под влиянием мультфильмов. Именно в этот период своего раннего развития дети формируют свои интересы. И интересы эти, как правило, "животного" свойства - внимание притягивается к тому, что движется и/или издает громкие звуки. А чуть в более позднем возрасте формируется культ силы, когда начинают ценить способности, оказывающие давление на окружающих. Отсюда игры в войну, интерес к оружию, спортивному соперничеству и соперничеству во всем остальном. Это обычно у мальчиков, но и у девочек тоже есть свои заморочки типа красиво выглядеть и другие, о которых в подробностях я распространяться не стану. :) Всё это может и широко эксплуатируется в самых разнообразных кружках, например, рукоделия для девочек и восточных видов единоборств для мальчивов. Столько же органично в этом списке смотрится Незнайка со своей трубой и топикстартер со своей роботехникой. :)

 

Я же толкую несколько о другом. Скажем, можно для воинов, мечтающих заполучить меч-кладенец (чтобы больше голов можно было отрубить одним взмахом) организовать кружок по металлургии и кузнечному делу, в котором те воины будут обучаться изготовлению мечей. Эффект от такого кружка может быть прямо противоположный ожидаемому - воины, познавшие на своей шкуре трудности создания меча, не захотят в этом деле совершенствоваться, а предпочтут (раз уж дело такое трудное) купить готовый меч у кузнеца или подобрать его на поле битвы.

 

Хочу особо подчеркнуть, что интересы у воина и кузнеца изначально разные, а потому из воина никогда не получится хороший кузнец. И причина тому - заточка внимание на использование, а не на созидание. Кузнецу интересны технологические тонкости процесса (секреты мастерства), а воину нет, т.к. последнего интересует только конечный результат. Грубо говоря, едока не интересует техпроцесс производства ложек и вилок, хотя он ими ест.

 

Должна заметить, что почти все мы, собравшиеся на этом форуме, по своей природе - ... кузнецы! Т.е. нас интересуют в первую очередь технологические секреты мастерства производства всяческой электроники, а вовсе не потребительский интерес по ее использованию в быту и в прочих местах. И потому, если мы хотим, чтобы наше ремесло не угасло, то должны проталкивать молодежи (в т.ч. и тем же школьникам) наши, "кузнечные" ценности, а не "воинские".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И потому, если мы хотим, чтобы наше ремесло не угасло, то должны проталкивать молодежи (в т.ч. и тем же школьникам) наши, "кузнечные" ценности, а не "воинские".

Мне кажется это чрезмерным упрощением. Все дети рождаются "животными", у всех интерес к окружающему миру начинается с погремушек - вещей, максимально заметных. И далее всё в том же духе - это естественно. Поэтому прививать детям тягу к "сухим" наукам, шахматам и скрипке, в то время, когда им свойственно самоутверждаться, достаточно глупо.

Невозможно обратить внимание ребёнка на красоту математических формул и авторитет Гюйгенса-Кирхгофа, если не предоставить достаточно эффектных доказательств. Фокусов, если хотите. И здесь цель, имхо, оправдывает средства.

В своё время я был отличником по химии. А начиналось, разумеется, с самодельной пиротехники. Все дети таковы, Вы правильно заметили. Но не у всех есть задатки, смекалка, искорка, усидчивость. Их и нужно развивать. У меня кое-что было. И мне доставляло удовольствие уважение сверстников за умение, к примеру, изобразить хороший фейерверк из подручных средств. А для этого, как ни крути, уже требовались углублённые знания химии. Настрогать спичек было пошло примитивным. Дальше мастерством Учителя было вовремя подхватить интерес и успеть показать, что наука таит в себе гораздо больше привлекательного, чем доступно каждому хулигану.

Так что подход у ТС совершенно правильный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Проблема тут та, что дети в этом возрасте всё еще в значительной мере ... животные. А именно - "игры разума" им еще не интересны, а интересен экшен, где бы что-то громко бухало, скрежетало, взрывалось, нападало, защищалось и т.д.

Извиняюсь спросить.... а у вас дети есть? Или, может, приходилось заниматься внеклассным образованием с детьми? Или вожатой в (пионерском) лагере? Так просто спросил, на всякий случай :laughing:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Извиняюсь спросить.... а у вас дети есть? Или, может, приходилось заниматься внеклассным образованием с детьми? Или вожатой в (пионерском) лагере? Так просто спросил, на всякий случай :laughing:

 

Дети есть, и все мои занятия с ними по определению неклассные, поскольку я не учительница. А вот вожатой в пионерском лагере быть не доводилось. Я и пионеров живьём отродясь не видала. :)

 

На личности разговор переводите? Хотите вместо возражения изыскать у меня пороки, компрометирующие мною сказанное?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я поддержу уважаемую Ксению.

Уточню сразу, что я не против организации кружков, а очень даже "за".

Но я категорически против, когда в кружке вместо Мастера начинает учить менеджер. Это фальшивое обучение. Уважаемая Xenia очень тонко ощутила это!

К сожалению, выражаясь канцелярским языком автора, это современный "мейнстрим" - когда учат те, кто сам не знает и не умеет.

Обратите внимание - автор и не скрывает, что электронику он не знает, и вести не может, поэтому пытается подключить к делу нас. То есть поступает как вполне профессиональный управленец, кем он по сути и является, независимо от его образования.

Такие люди не должны учить электронике.

 

Электронике должен учить человек влюбленный в нее и знающий ее. Пусть даже это будет старик-радиолюбитель без всякого образования. Любовь к делу, любовь! - вот что влияет на сердца, как детей так и взрослых. А не игра на сиюминутном мейнстриме, который делается СМИ.

 

 

ЗЫ:

Сорь за то, что опять встрял в эту тему; не хотел снова вгонять уважаемого Герца в состояние покраснения.

Но вопрос касается моей профессии, и поэтому слишком важен, чтобы я промолчал.

Изменено пользователем Меджикивис

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Но я категорически против, когда в кружке вместо Мастера начинает учить менеджер.

Это теперь называется "коучер". :)

 

Обратите внимание - автор и не скрывает, что электронику он не знает, и вести не может, поэтому пытается подключить к делу нас. То есть поступает как вполне профессиональный управленец, кем он по сути и является, независимо от его образования.

Такие люди не должны учить электронике.

Ну, это вы на автора напрасно. Как учитель, он своей квалификации более чем соответствует. Плохо только то, что он в роботехнику ударился, пойдя на поводу незрелых желаний аудитории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Робототехника и электроника не очень сильно пересекаются. Хотите учить робототехнике - начните с механики, с простых диф. уравнений, с СЛАУ, и т.п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На личности разговор переводите? Хотите вместо возражения изыскать у меня пороки, компрометирующие мною сказанное?

Упаси Бог, что Вы! Даже в мыслях не было искать какой-то компромат! :laughing:

Просто так спросил, чтобы попытаться понять Ваше мнение о детях как животных. Пороки же сейчас как раз модно искать у тех, кто с детьми занимается в кружках бескорыстно, в современном обществе это выглядит ненормально, да? Или менеджер, или педофил, согласны? :laughing:

 

Насколько я еще помню, радиокружками в советский период тоже не доктора наук руководили, собирали интересные конструкции по готовым схемам, теории там тоже мало было. В основном практические занятия по сборке. Это к слову о том, что "учат те, кто не знает и не умеет".

У руководителя кружка был свой круг знакомых по интересам, многие помогали, многие знали гораздо больше него.

 

Может, вместо бесполезных и вредных обсуждений личности и мотивов уважаемые специалисты возьмутся написать популярную книжку по электронике для детей? Вот хоть кто-нибудь может популярно, интересно рассказать о своей работе? Или ребенку сначала надо высшую математику вызубрить, чтоб нас понять? К примеру, мой дипломный руководитель по электронике очень забавно преподавал, стврый такой дед даже наглядно показывал, как электроны к дыркам через переход прыгают :) И очень огорчался, когда студент не мог "на пальцах" своими словами рассказать по предмету, а сразу лез в математику :) Я сейчас своему объясняю тоже пока "на пальцах", втянется - будем теорию подтягивать.

 

Давайте по теме что-нибудь скажем, наконец?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мы говорим строго по теме, потому что никакое обучение невозможно в отрыве от личности обучающего. То, что будто бы может обучать компьютер - ложь! Учитель - вечная профессия, как месестра, руки которой никогда не заменит робот.

 

Ну, это вы на автора напрасно. Как учитель, он своей квалификации более чем соответствует.
Вот именно - своей! А его квалификация какая? - управленец. Вот и пусть обучает меджементу - я и слова не скажу.

 

Плохо только то, что он в роботехнику ударился, пойдя на поводу незрелых желаний аудитории.
Так ведь и я же про это! Но у него нету в этом другого варианта. Старый дед, забавно показывающий, как дырки прыгают через переход, владеет огромным богатством - любовью к этому делу, которым он занимался всю жизнь. И золотыми зернами этого богатства он и может поделиться - вот что самое ценное! - а остальное можно прочесть и в книгах.

У автора темы в отношении электроники этого богатства нет, и ему нечем одарить. Поэтому остается только идти на поводу желаний, нет другого варианта.

 

Но в одном я с уважаемой Ксенией не согласен. Всё же зримый и приятный результат должен быть. Это же дети! Надо, чтоб что-то заморгало, закрутилось, зажужжало. Finis coronat opus - это знали еще в Древнем Риме. Здесь как прямая, так и обратная связь, которую нельзя сбросить со счетов.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Меджикивис, чего ж Вы так на автора темы набрасываетесь?

Речь идет не о преподавании в школе или институте, а о детском кружке. Там в первую очередь важно не "преподать" предмет, а заинтересовать. Вы же сами с этим соглашаетесь:

Всё же зримый и приятный результат должен быть. Это же дети! Надо, чтоб что-то заморгало, закрутилось, зажужжало.

Вот, к примеру, Владислав Крапивин, знаете такого? По образованию - журналист. Создал отряд "Каравелла", где занимался с ребятами морским делом, фехтованием, кино- и фотосъемкой. Следуя Вашей логике, ему нельзя было этого делать?

Меджикивис, ни Вы, ни я в теме по делу ни разу не высказались, а остановиться не можем :) давайте прекратим самовыражаться в теме?

 

Informatikum, по распространенности, доступности и легкости освоения - конструкторы Arduino пожалуй действительно, вне конкуренции.

Есть большая библиотека старых журналов "Радио", "Юный Техник", "Техника Молодежи", "Моделист-Конструктор", там много было интересных идей, можно отсканировать если что, хотя электронная элементная база там старая - ну, можно к современной адаптировать :laughing:

Больше по теме ничем высказаться не могу, потому больше сообщений не будет :)

Если что - в скайп пишите :)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Извините, если уже предлагали. Есть популярная серия электронных конструкторов "Знаток"

http://www.znatok.ru/pervie-hagi-v-elektronike-nabor-a.html

Они для разного уровня - от светодиода с батарейкой до радиоуправляемого вездехода. Яркие детали, простота сборки, инструкции.

Часть занятий привязана к школьному курсу физики. ИМХО, самое оно для радиокружка. А там можно и ардуину браться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот именно - своей! А его квалификация какая? - управленец. Вот и пусть обучает меджементу - я и слова не скажу.

Так перестаньте говорить слова, идите обучать детей электронике, раз Вы этой специальностью хорошо владеете и так радеете за неё.

Будет право выражать претензии, а то критиковать мы все мастера. Сами делать только ничего не хотим.

Но вопрос касается моей профессии, и поэтому слишком важен, чтобы я промолчал.

Так Вы за кого больше переживаете: за детишек или оскорблённую профессию? Повторю: создайте альтернативу и будет из чего выбирать.

На личном примере покажите, как правильно. А то ведь прямо геройский поступок: не промолчать! Не промолчали. И чем делу помогли?

 

И давайте действительно прекращать обсуждение качеств ТС, его мотивов и профессионализма. Пока не пришлось прибегать к санкциям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сейчас мы поставили себе цели создать проекты:

1. Эквалайзер в модульном светодиодном кубе (с разборным механизмом). Несколько кубов, которые работают самостоятельно, могут передавать информацию друг другу или становиться одним целым кубом.

2. Два общающихся устройства (пейджера) по блютус. Чтобы можно было пересылать сообщения (блютус чат).

Для Куба рекомендую драйверы светодиодов на основе сдвигового регистра. Разновидностей очень много. Как правило, драйвер на 16 каналов - стоит копейки. Просто решается вопрос с обменом информацией между кубами (или другими словами, возможна масштабируемость).

 

Для bluetooth рекомендую HC-05 модули, ч/б дисплей от Nokia1202/1280.

 

В качестве основного семейства микроконтроллеров предлагаю рассмотреть STM32 - Вы даже что-то заказывали (Приехало? Что именно? Есть сложности с освоением?). Есть в совсем доступных корпусах, типа, TSSOP20, по цене до 20 руб. Правда, Cortex-M0, но на C все прекрасно пишется.

 

Изучение AVR не рекомендую, т.к. там лучше на ASM программировать. Использовать C на AVR, по-моему, означает "делать себе больно". Больше всего огорчила работа с данными во flash (нужны спец обертки, отсутствует унификация).

 

Для производства печатных плат рекомендую задуматься о ламинаторе. Пригодится и для ЛУТа, и для нанесения фоторезиста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...