Господа электронщики, всем спасибо за живое обсуждение. К сожалению не имею особого времени следить за форумом, и опертивно реагировать на вопросы и претензии. Для тех, кто не совсем понял проблему, поясню, что я имел ввиду.
Во первых, она (проблема), естественно, не в деньгах (как некоторым показалось). Ни в тех, что выброшены за бракованные процы, ни в тех, на которые можно было бы влететь, уйди проблема незамеченной в эксплуатацию. Все это вещи неизбежные, от которых 100% гарантии нет, и быть не может.
Проблема не в качестве атмеловских контроллеров, и не в том, хуже они чем другие, или лучше. Проблемы были есть и будут есть у всех без исключения производителей. Это очевидно любому технически грамотному человеку.
Проблема не в технике. Не в том, как ее обойти. Это не тот вопрос, который меня интересовал. Кстати, монитор VCC, естественно, стоит (как-то давно забыл, что watchdog-и бывают и голые, без супервизора питания, поэтому обзываю их просто - собака), и RST вырабатывает уже с уровня 4.5V. Более того, для полного исключения всех вторичных факторов (встроенное ПО, схема включения, схема питания, потенциальные конфликты внешней «собаки» с внутренней и т.п.) были проведены испытания нескольких микроконтроллеров без программы (полностью стертых), без внешней собаки с элементарной схемой включения (питание +5V от лабораторного БП через НЗ контакты кнопки, в цепи питания (после кнопки) керамический конденсатор емкостью 0.1uF и электролитический 100uF, из выводов CPU задействованы только VCC, GND, XTAL1 и XTAL2. к которым подключался кварцевый резонатор 11.0592MHz с емкостями 5.6pF). С помощью осциллографа контролировалось состояние выхода ALE, на котором при штатном функционировании должны присутствовать импульсы с частотой Fosc/6. Подача питания от БП кратковременно прерывалась НЗ контактами кнопки, после чего напряжение на выводе VCC опускалось до уровня 1.5-2V со скоростью около 1V/50mS (в следствие разряда конденсатора 100uF), после чего контакты кнопки вновь замыкались, и напряжение на выводе VCC резко возростало до уровня +5V. Сбой возникал очень регулярно и проявлялся полностью аналогично описанному ранее, после чего подача напряжения VCC на вывод RST не имела никакого эффекта. Работоспособность восстанавливалась только после снижения VCC до уровня ниже 1.5V и последующего его восстановления. Был вопрос по нагреву - нет, в состоянии "ступора" нагрева не наблюдалось.
Насчет поддельных или перемаркированных CPU закупленных неизвестно у кого в Польше, так это была первая мысль (хотя и казавшаяся маловероятной), что пришла мне в голову. Однако, к сожалению!!!, она не подтвердилась. Во первых, брали у официального дистрибъютора, хотя и польского (почему там? - потому что только там удалось найти старые, давно проверенные 8252, снятые с пр-ва, и закрыть ими основную часть заказа. От вынужденного перехода на 8253 (видя обилие ревизий кристалла и errata) упирались до последней возможности. Во вторых, вторую партию закупали уже в Симметроне, специально с сертификатом подлинности, и получили точно те же близнецы братья (и на вид, и по сути). Также сравнивал внешний вид, маркировку и т.д с третьей закупленной партией рев.R, которые работали уже без проблем - никаких сомнений, это БРАК Atmel. Причем брак не производственный (слишком четко и одинаково он проявляется на всех образцах), а схемотехнический. И подтверждение тому то, что, как удалось выяснить уже позже, я не первый, кто столкнулся с этой проблемой. Вот и IgorKossak еще раз подтвердил то же самое. Кстати, Игорь, если остались данные о том как и куда направляли запрос, какой и откуда получили ответ, поделитесь, может хоть на будущее пригодится. Можно на email.
Что касается любителей Хоровица с Хиллом, и советов предусматривать все, и страховаться от всего же, то сразу на память приходит старый анекдот про монашку, морковку и презерватив. Естественно, на морковку на всякий случай лучше одевать вышеозначенное изделие (так надежнее). Однако вопрос в том, где граница между тем, что нужно считать возможным (и от чего, соответственно, страховаться) и тем, что можно признать как невозможное? Ограничена ли она чем либо, кроме высоты полета Вашей фантазии? К примеру в математике есть такое понятие, как аксиома, т.е. утверждение верное изначально, и не требующее доказательства. Без нее математика невозможна. Вот такой аксиомой для меня до недавних пор был RST, который, по определению, обязан работать всегда.
По поводу резервирования питания и т.п. для особо возмущающихся поясню, речь идет о контроллере электропривода запорной трубопроводной арматуры (это такой большой краник на столь же большой трубе, приводимый в движение электроприводом с 3-х фазным двигателем от 3 до 7.5кВт, и которому, для ее перевода из одного крайнего положения в другое, требуется от 1 до 10 мин). Устанавливается он внутри корпуса привода и запитывается от тех же 220В. Привод стоит непосредственно на задвижке, иногда посреди степи в 500-600км. от ближайшего цивилизованного поселения Так вот, питание самого контроллера при отсутствии питания на электроприводе практически не имеет смысла и его отсутствие не приводит ни к каким нештатным ситуациям, запитка же последнего от к.л. аккумуляторного резервного источника питания нереальна ввиду его потребляемой мощности. Резервное питание (далеко не везде, а только там, где это жизненнно необходимо) реализуется, как правило, дополнительным вводом 3х220В или дизель-генератором. Переход с основного на резервное питание производится, естественно, не мгновенно, а, как правило, в течение нескольких минут. Конечно, можно, на всякий случай, поставить ионистор, аккумулятор и т.д., но это опять про монашку. Главное, нужно знать от чего защищаться.
И вот тут то мы, наконец, доходим до сути проблемы, которая, собственно, и привела меня на Ваш форум. И называется эта проблема - абсолютно свинское отношение ф.Atmel к потребителям своей продукции, с которым я столкнулся, и которое на сегодня, не вызывает у меня никаких сомнений. Для пояснения еще раз приведу исходные факты:
факт №1 - В мае-июне 2006г фирмой Atmel была выявлена и в ревизии R устранена описанная выше проблема со "ступором" контроллеров (данный факт подтвердился уже из 3-х источников, сталкивавшихся с этой проблемой еще в то время). Данный глюк не может быть обойден никакими разумными ухищрениями (думаю потому и не описан ни в каких errata), и по всем правилам хорошего тона (когда фирма уважает потребителя своей продукции и думает о нем) должен быть незамедлительно отозван у всех дистрибьюторов (и далее по цепочке) как брак, а информация о нем большими красными буквами вывешена на стартовой страничке соответствующего сайта. Должно быть очевидно, что описанное ранее состояние "ступора" микроконтроллера может быть чревато самыми непредсказуемыми последствиями в любом более менее серьезном применении (с применением же Atmel-а исключительно в кофемолках, позволю себе не согласиться, в промышленной электронике они встречаются очень широко, я бы даже сказал чаще чем к.л. другие (как 51 так и AVR), в том числе и в конкурирующих продуктах. Более того, ущерб (в т.ч. и для имиджа) производителя кофемолок выпустившего солидную партию бракованной продукции не может быть менее важен чем чей либо другой). Но речь, собственно, не об этом.
факт №2 - В январе 2007 (т.е. уже через 7 месяцев после этого) нами у 2-х разных поставщиков, в 2-х разных странах закуплены те самые бракованные контроллеры. Объяснить это просто случайным совпадением можно только будучи патологически наивным человеком.
факт №3 - В феврале мы обратились к трем официальным дистрибьюторам Atmel в Киеве (Виаком, Rainbow) и в Москве (Rainbow) с описанием проблемы, и просьбой прокомментировать ситуацию. Естественно, во всех трех случаях, сначала пришлось убить приличное к-во времени на объяснения того, что ты не верблюд, и элементарные понятия в области своей деятельности имеешь. Итоговое резюме во всех трех случаях также было одинаковым - что то типа "ну, даже не знаем, что Вам и сказать. С одной стороны у нас нет оснований не доверять предоставленной вами информации, но с другой стороны, то что Вы описываете невозможно (т.е. такого брака не может быть)". Никакой информации от Atmel-а о подобных отказах у них нет. Кстати, тоже самое сказали и в Польше, и если в этом случае, все можно списать на материальную заинтересованность противной стороны, то в остальных - она отсутствовала напрочь. Параллельно был проведен скрупулезный целенаправленный поиск аналогичной информации в Интернете, и, прежде всего, на сайте Atmel, в соответствующих Data Sheet, Errata Sheet, Annotation Notes и т.д. Результат был полностью отрицательный.
факт №4 – 13 февраля совместно с ф.Rainbow нами направлен соответствующий запрос в Atmel также с просьбой прояснить ситуацию. Запрос сопровождался детальным описанием проявления проблемы, и официальным актом отбраковки контроллеров. Замечу, никаких финансовых притязаний и претензий там, естественно, не было. Сегодня на календаре уже 27 марта, а из силиконовой долины ни звука, не слышат они гласа вопиющего в пустыне, не до того им болезным.
Вот теперь сложите все эти факты в одно целое, и получится картина пылкой любви ф.Atmel к своим потребителям. Не знаю, как кому, а мне прекрасно понятно, что меня «держат за лоха» (простите за выражение), и меня это абсолютно не устраивает. Поражает тот факт, что это не советская фирма (для которой такое отношение к пользователю было бы нормой), и даже не СНГ-овская, а американская. Ну пусть наших людей за 70 лет приучили, что мы никто, звать нас никак, и человеческого отношения к себе мы не заслуживаем. Но американцы-то, европейцы? Вопрос – можно ли с этим что либо сделать, как либо повлиять и изменить ситуацию в свою пользу? Ответ – можно.
В теме было несколько отзывов по поводу возможности привлечения производителя комплектующих к финансовой ответственности за свою продукцию. Да, отписки в DS о том, что фирма не несет никакой ответственности ни за что, не новость. Это практикуют все производители, поскольку от ошибок никто не застрахован, и брать на собственную ж. лишнюю ответственность никому не хочется. Однако любую фирму можно заставить отвечать (в т.ч. и ее финансовым положением), и, как следствие, прислушиваться к своему мнению, и своим нуждам. И самый уязвимый и доступный механизм для этого – ее имидж, а инструмент - Интернет. Если каждый случай подобный описанному мной предавать широкой огласке, не давая возможности фирме прятать концы в воду и замалчивать действительное положение вещей, то зная, что все явное все равно, рано или поздно, станет еще более явным, у них не будет соблазна этого делать, оставляя пользователя заложником ситуации. Поэтому то, что за 2 дня в эту тему, по крайней мере, заглянули почти 2тыс. не посторонних в нашем деле человек, меня не может не радовать. Призываю и всех остальных поступать также, и всячески содействовать распространению такой информации (кстати, апологетам Atmel, это относится ко всем без исключения фирмам, просто мне лично Atmel как-то ближе). Там где ничего нельзя изменить в одиночку, коллективными усилиями можно сдвинуть гору с места. При этом Вы безусловно принесете пользу «любимому» производителю. Помните, что любая крупная фирма имеет хозяина с контрольным пакетом, для которого подобная информация будет не лишней, для того, чтобы задуматься, а правильно ли им подобран высший менеджмент фирмы, которому он платит отнюдь не смешную зарплату, и не поискать ли на их место более способные кандидатуры. Для последних же, это будет хорошим стимулом думать побольше головой, а поменьше противоположным ей местом.