Перейти к содержанию
    

Сервопривод - какие алгоритмы кроме ПИД используются?

Стоит задача: оживить авиационный индикатор. Индикатор состоит из двухфазного двигателя типа ДИД, который через редуктор двигает шкалу или вращает стрелку и датчик обратной связи (потенциометр или сельсин). Двигатель запитываю пониженным напряжением (17в вместо 36в) 400Гц. Больше не могу - входное питание постоянка 24в. Двигатель вращается замечательно. Проблема с реализацией следящей системы. Редуктор обладает весьма значительной инерцией и трением покоя. Попробовал реализовать ПИД (по статье "PID without PhD"), но результат не понравился. Настроить его по Зиглеру-Николсу невозможно - при малых P двигатель не может преодолеть трение редуктора, увеличиваю - как только двигатель в состоянии стронуть редуктор начинаются колебания. Задавить колебания можно значительным увеличением D. При малых D торможение начинается слишком поздно, при больших оно начинает тормозить еще на разгоне, система получается очень вялой. При малых изменениях входного сигнала I часть отрабатывает медленно, а если ее ускорить - начинает мешать при больших перемещениях, снова начинаются колебания.

Какие еще алгоритмы применяются в подобных сервосистемах? На просторах интернета встречается статья "Fundamentals of Servo Motion Control", где кроме PID управления описано некое PIV управление, но описано в общих словах. Поиск этого PIV выдает перепечатки этой самой "Fundamentals" с теми же самыми картинками и ни слова больше. Какие алгоритмы применяются в сервосистемах радиоуправляемых моделей? Там нагрзука сервомашинки заранее неизвестна, но работают они очень шустро и четко.

 

Процессор - мега88, плавающую точку не успеет, все считаю в фиксированной. Частота опроса датчика - 50 Гц.

В какую сторону копать? Ссылки с не очень заумной математикой приветствуются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

. Какие алгоритмы применяются в сервосистемах радиоуправляемых моделей? Там нагрзука сервомашинки заранее неизвестна, но работают они очень шустро и четко.

так называемае канальное кодирование типа шим.Имеем к примеру 8 пропорциональных каналов, соответственно 8 миллисекундных(1-1.5 как у кого) импульсов и затем синхронизирующий импульс длительностью что то 10 мс, все это

подается на сдвиговый регистр синхронизация- сброс по длинному импульсу, ну и на конкретном выводе присутствует конкретный канальный импульс .... на передающем конце с помощью пер. резистора меняется длительность конкретного канального импульса больше меньше среднего 1 мс и все это подается на рулевую машинку, которая сравнивает свой импульс с приходящим, путем отработки-- двигатель вращает потенциометр и уравнивает опорный с приходящим импульсами... вот тут схемка рулевой машинки, там вроде ПИ фильтр присутствует R8 R4 C2 0.15uF...вот так это работает, ИМХО с сельсинами мутота намного больше, это ориентировано на 400 Гц 3 фазы, сельсин приемник сельсин передатчик...помню кабина РЛС, 11 тонн, пошла вразнос из за разрегулировки ОС...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость @Ark

IMHO, нужна обратная связь по скорости вращения двигателя. В первую очередь, задаем скорость вращения и стабилизируем ее с помощью ПИ-регулятора (Д - не нужно). По датчику положения включаем/выключаем двигатель в нужном направлении... Примерно так, в первом приближении.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В какую сторону копать? Ссылки с не очень заумной математикой приветствуются.

Я не вижу отсюда, почти ничего... Если вы уверены, что проблема именно в трении, то можно побороть эту нелинейность, добавляя момент, который это трение компенсирует (почти). Это означает, что к моменту, который вычисляется Вашим ПИДом (или чем Вы там командуете) нужно добавлять константу*(sign(вычисленная скорость)), возможно, с задержкой. Получится более линейная вещь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость @Ark
... Получится более линейная вещь.

По моему, требуемый момент, будет зависеть от скорости не совсем линейно. Особенно, при малых скоростях. Да и не только от скорости он зависит, но и от других вещей... Лучше уж сразу скорость стабилизировать, по обратной связи. По факту, так сказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По моему, требуемый момент, будет зависеть от скорости не совсем линейно. Особенно, при малых скоростях. Да и не только от скорости он зависит, но и от других вещей... Лучше уж сразу скорость стабилизировать, по обратной связи. По факту, так сказать.

То, что я написала относится именно с случаю т. наз. "сухого трения". Скорость при малых значениях ее обычно измеряется с большой ошибкой. "Жидкое трение", которое пропорционально скорости, - это хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость @Ark
Скорость при малых значениях ее обычно измеряется с большой ошибкой.

Это верно, конечно. Поэтому, при наличии редуктора, лучше измерять ее непосредственно на двигателе, а не по датчику положения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Частота опроса датчика - 50 Гц.

Стало быть, и период сервы такой же ? Или экстраполируете координату? Если 20мс на все - имхо это медленно. Где-то рядом в частотной области собственные частоты у всей механики в целом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

двигатель вращает потенциометр и уравнивает опорный с приходящим импульсами...
У меня примерно то же, только цифровым способом. Проблема в том, что к моменту уравнивания редуктор имеет скорость и за счет инерции пролетает нужное положение.

ИМХО с сельсинами мутота намного больше, это ориентировано на 400 Гц 3 фазы
Не все так страшно - у меня сельсин запитывается теми же 400Гц что и обмотка возбуждения двигателя, оцифровка, вычисление арктангенса. Это работает, полградуса точность я получаю, ее достаточно.

IMHO, нужна обратная связь по скорости вращения двигателя. В первую очередь, задаем скорость вращения и стабилизируем ее с помощью ПИ-регулятора (Д - не нужно). По датчику положения включаем/выключаем двигатель в нужном направлении... Примерно так, в первом приближении.
Скорость я могу посчитать по соседним отсчетам датчика положения. А вот на каком уровне ее стабилизировать - не знаю. Я вижу две скорости - как можно быстрее и стоп. Как посчитать требуемую скорость, чтобы система остановилась в требуемом положении - не представляю.

Я не вижу отсюда, почти ничего... Если вы уверены, что проблема именно в трении, то можно побороть эту нелинейность, добавляя момент, который это трение компенсирует (почти). Это означает, что к моменту, который вычисляется Вашим ПИДом (или чем Вы там командуете) нужно добавлять константу*(sign(вычисленная скорость)), возможно, с задержкой. Получится более линейная вещь.
Трение там в момент старта. Потом начинает мешать инерция редуктора. В редукторах с большим трением во время хода как раз проблем нет: движок откючил - все остановилось.

Это верно, конечно. Поэтому, при наличии редуктора, лучше измерять ее непосредственно на двигателе, а не по датчику положения.
В некоторых индикаторах используется двигатель-генератор серии ДГ и, теоретически, я могу считать с генераторной части скорость. Но хотелось бы обойтись без этого - не во всех индикаторах есть генератор и я не совсем понимаю, в чем разница - люфты в редукторе минимальные, если вращается двигатель, то и сигнал с датчика положения меняется пропорционально. Разве что с генератора можно получить информацию о скорости с лучшим разрешением.

Стало быть, и период сервы такой же ? Или экстраполируете координату? Если 20мс на все - имхо это медленно. Где-то рядом в частотной области собственные частоты у всей механики в целом.
Нет, координату не экстраполирую. Чаще снимать не получается - в случае с сельсином я делаю оцифровку в одной точке периода 400Гц, оцифровываю 4 канала (2 сельсина) и усредняю два значения. В случае с потенциометром делаю два измерения на период (в моменты перехода через 0, для устранения помех от двигателя), и усреднение по 4 отсчетам. Там можно скорость поднять, но тогда разница между соседними отсчетами будет совсем небольшая - стрелка перемещается через всю шкалу где-то 2 сек. на максимальной скорости.

Вот я и думал, что могут быть алгоритмы, позволяющие "на лету" оценить инерцию и учитывать ее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот я и думал, что могут быть алгоритмы, позволяющие "на лету" оценить инерцию и учитывать ее.

Что значит оценить на лету? Она не меняется.. годами...

Что-то не так у Вас. Инерция Вам, скорее, помогает, чем мешает. А что мешает... мне непонятно....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я для регулирования положения делал табличку зависимости скорости от расстояния до установки.

vel_dx.gif

В данный момент расстояние до цели delta, а скорость v.

v < vel(delta) * 0.9 => увеличиваю усилие

v > vel(delta) * 1.1 => уменьшаю усилие

В конечной точке включаю тормоз.

Конечную систему видел один раз, в остальном всё делал удалённо.

 

+ Нагрузка у меня всё время разная и алгоритм нормально её отрабатывает.

 

- Если значения при подходе сделать очень малыми, установка будет точной, но ждать её придётся долго.

- Если очень большими - может возникнуть дёрганье вокруг точки установки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Что значит оценить на лету? Она не меняется.. годами...
Чтобы не настраивать драйвер под каждый конкретный индикатор.
Что-то не так у Вас. Инерция Вам, скорее, помогает, чем мешает. А что мешает... мне непонятно....
Как она мне может помогать? Я прекратил подавать напряжение на двигатель, а механизм продолжает двигаться. Значит, надо прекращать крутить двигатель заранее. Насколько заранее - зависит от скорости, которую он успел набрать и это надо как-то рассчитывать. По инерции с максимальной скорости стрелка пролетает половину шкалы, значит надо тормозить, вращая поле в двигателе в обратном направлении. Вращать надо начинать заранее. Должны же быть алгоритмы для подобных систем, задача вроде типовая. Буду, конечно, пробовать снимать характеристики разгона-торможения в процесса калибровки, но не хотелось изобретать велосипед.

Я для регулирования положения делал табличку зависимости скорости от расстояния до установки.

...

В данный момент расстояние до цели delta, а скорость v.

v < vel(delta) * 0.9 => увеличиваю усилие

v > vel(delta) * 1.1 => уменьшаю усилие

В конечной точке включаю тормоз.

Можно подробнее? На основании каких данных строилась табличка? За счет чего получается независимость от нагрузки? Отдельного тормоза у меня нет, только торможение противовращением поля в двигателе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не все так страшно - у меня сельсин запитывается теми же 400Гц что и обмотка возбуждения двигателя, оцифровка, вычисление арктангенса. Это работает, полградуса точность я получаю, ее достаточно.

ну раз так, то сельсин конечно предпочтителен в силу своей точности, это у же профессионально а сервомашинки для моделей это так поделки, там тоже перерегулирование и колебательный процесс, на контроллере это можно реализовать изящнее с помощью разных алгоритмов...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость @Ark
... люфты в редукторе минимальные, если вращается двигатель, то и сигнал с датчика положения меняется пропорционально. Разве что с генератора можно получить информацию о скорости с лучшим разрешением.

Разница именно в этом. На малых скоростях качество регулирования скорости может отличаться значительно...

Отдельный регулятор по скорости, по моему мнению, необходим. При старте из неподвижного состояния, в редукторе будет преодолеваться значительный момент силы трения покоя, а после начала движения момент сопротивления резко падает. ПИ-регулятор по скорости должен быстро отрабатывать эту ситуацию, иначе "перебег" будет неизбежен при малых рассогласованиях по положению, даже при небольших используемых скоростях. Регулятор скорости, в процессе работы, будет выполнять и функцию торможения, если, конечно, двигатель (и привод) это позволяет.

Текущую скорость можно устанавливать пропорционально рассогласованию по положению. Причем, нужно ограничить, как максимальное, так и минимальное допустимое значение. Можно изменять ступенчато, разбить на несколько поддиапазонов в зависимости от значения рассогласования по положению, или даже задать постоянной. Получится еще один П(ИД)-регулятор, уже по положению, c линейной или ступенчатой (м.б. релейной) характеристикой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Типомысль:

Экстраполяция промежуточных отсчетов координаты при условии равенства нулю всех производных, которые выше первой. Т.е получаем постоянную скорость между отсчетами и линейную экстраполяцию координаты. Для реализации надо добавить второй контур ПИД-регулирования, по скорости. Тогда частоту сервы можно подымать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...