Перейти к содержанию
    

Автоэлектроника. Защита по борт сети

Речь идет об автоэлектронике, с штатным питаниями 12...24В

 

Решил немного размять мозги и подумать, как можно защититься от высокого

напряжения бортовой сети(60В и выше) бесконечно долгое время без выделения тепла (задача выжить),

и обеспечить класс А при работе на коротких кондуктивных помехах.

Связана задача с требованием потребителей к выживаемости электронного оборудования.

Представлю вашему суду схему(к номиналам и элементам не придерайтесь, т.к. речь идет о принципе работы).

Может кому пригодится, если развить мысль.

А может я сильно ошибаюсь.

 

2f1195d674b0.jpg

 

BAT1, диод D1, генератор формируют плохую бортовую сеть с напряжением от 0В до какого то высокого.

Т.е. к напряжению источника BAT1 подмешивается синусоида с высоким напряжением.

 

Пусть напряжение входной бортовой сети равно 12В.

Стабилитрон D4 5.1В. Транзистор Q3 через D4,R5 полностью открыт. Падение напряжения коллектор-эммитер минимально.

Следовательно, количество рассеиваемого тепла на транзисторе минимально(что очень даже хороше).

 

Предположим мы вместо 12В подали 60В. Стабилитрон D2 к примеру 16В и он естественно открылся.

Через резистор R1 заряжает емкость C1. Стабилитрон D3, допусти, 3В. По этому пока емкость не зарядится

до 3В, защиты нет и высокое напряжение спокойно проходит через коллектор Q3. Что бы оно там ничего не сгорело,

можно в коллектор Q3 воткнуть в худщем случае стабилитрон, в лучшем, какой небудь стабилизатор напряжения и

кратковременно на нем сеять тепло.

 

Длится проход высокого напряжения через Q3 не долго. Емкость C1 зарядилась до 3В и открыла стабилитрон D3.

Далее Q1 и Q2 открылись. Причем Q2 может быть низковольтным. Высокое напряжение попало на анод D4. и закрыло

стабилитрон и следовательно и транзистор.

 

Как только высокое напряжение исчезнет(станет нормальным в 12В)

заряд на C1 еще поддерживает запирание Q3 через вышеуказанную цепь.

Однако емкость C1 разряжается, Q1,Q2 закрываются и D4 может открыться и соответственно за ним Q3.

 

Конденсатор C1 по сути служит для создания временной задержки срабатывания выключения для

того, что бы короткий выброс по борт сети не вызывал отключение потребителя,

а короткий импульс, который пройдет сквозь Q3 сможет спокойно рассеяться на каком небудь стабилизаторе или стабилитроне,

не приченив при этом никому вреда, и при этом не выделется много тепла.

Потребитель не выключится и будет продолжать выполнять свои функции(класс А).

И мы можем остаться вживых при воздействии высокого напряжения бесконечное время.

 

Еще раз повторюсь, над номиналами и элементами не заморачивался.

 

Жду вашей критики.

 

 

 

 

А, ну и осцилограмма собственно.

f6aaa6e927f4.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Насколько я понимаю речь идёт об отвале акумулятора. В этом случае напряжение может подняться до 60 вольт и выжечь всю технику.

В этих случаях стоит поставить после моста мощный тиристор, который откроется при скажем 18 вольтах. Генератор он не спалит, поскольку закроется при переходе через ноль в случае отвала. Ну а на всякий случай можно поставить на него биметалл, для аварийного выключения всей системы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость @Ark
Насколько я понимаю речь идёт об отвале акумулятора...

"Отвал" аккумулятора не единственная неприятность, которая может случится. IMHO, больше проблем может доставить неисправная система зажигания. Тогда в бортовой сети могут появиться очень короткие импульсные "выбросы", амплитудой в сотни вольт и более...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Их сеять эти короткие, 100В только в тепло. Такое отрубание, как я предложил только при постоянном высоком.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Их сеять эти короткие, 100В только в тепло. Такое отрубание, как я предложил только при постоянном высоком.

Для этого есть супрессоры - хорошо работают

В своё время меня просили прокоментировать схему для защиты бортовой сети лодки- я бы добавил в неё супрессоры.

Хотелось бы услышать мнения...

reguliator_napr_1.doc

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

дроссели + супрессоры лучше не бывает, тема подымалась и ГОСТы поднимались, там не 60В и под 300В может быть...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В принципе все уже давно придумано. Во многих магнитолах стоит вот такая или подобная штука.

43561fd.pdf

Из внешних элементов нужен только полевик соответствующей мощности и некоторое количество пассивных компонентов. Для защиты от импульсов с амплитудой выше 60В на входе нужно поставить супрессор. Работает как часы, проверено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Можно поставить 2а компаратора и 2 ключа ( верхний Р-канал). Компараторы будут задавать нижнее и верхнее напряжение срабатывания ключа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Можно поставить 2а компаратора и 2 ключа ( верхний Р-канал). Компараторы будут задавать нижнее и верхнее напряжение срабатывания ключа.

 

Все эти ваши компараторы и транзисторы в режиме насыщения не успеют переключиться при коротких импульсах перегрузки (микросекунды). Кроме того, импульсы помех бывают и отрицательной полярности.

Я уже говорил, что идеальный прибор защиты - металлооксидный варистор. Повторю еще раз, мне не жалко :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для затравки.

Это схема защищает от китайских источников, которые иногда вместо 12 В начинают выдавать 30 В.

Данная схема при 18 В выключается, обратно вкл. при 15 В. Держит обратное до -15 В. Правда токи не большие.

post-20334-1251988763_thumb.jpg

post-20334-1251988960_thumb.jpg

Изменено пользователем KAlexn

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

пижонством занимаетесь в профессиональных устройствах акромя дросселя + супрессор или варакторы ( на 30В) не видел ничего, поднимите ГОСТы посмотрите методы испытаний, когда то в гродненской автомагнитоле стоял в защите транзистор, сгорание которого не попадало

под гарантию, типа ремонтируй электросеть машины так министерства воевали между собой ....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сорри. А куда 2 компаратора ставить, они такие высоковольтные ??? На 150В максимум видел(если есть выше напряжением, поправьте).

P-канальник конечно хороше. Впринципе схему можно мою доработать к R5(прикрывая транзистор) привязав с выхода еще один стабилитрон.

Тогда получится впринципе на коротких импульсах стабилизатор + отключение по превышению напряжения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

пижонством занимаетесь в профессиональных устройствах акромя дросселя + супрессор или варакторы ( на 30В) не видел ничего, поднимите ГОСТы посмотрите методы испытаний, когда то в гродненской автомагнитоле стоял в защите транзистор, сгорание которого не попадало

под гарантию, типа ремонтируй электросеть машины так министерства воевали между собой ....

Какие обычно дроссели ставят? И какой номинал?

Изменено пользователем AirDevil

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...