Перейти к содержанию
    

Инклинометр на датчике ФГ-3ОА

Имеется датчик угловой скорости с описанием. Задача - на основе этого датчика собрать инклинометр - прибор, предназначенный для измерения угла наклона различных объектов относительно гравитационного поля Земли.

 

Нашел статью, в которой пишут, что инклинометр возможно разработать на основе акселерометра - прибора, измеряющего проекцию кажущегося ускорения (разности между истинным ускорением объекта и гравитационным ускорением).

 

Датчик способен измерять линейное ускорение в диапазоне от минус 16g до плюс 16g и преобразовывать его в аналоговый сигнал.

 

В описании к датчику сказано также, что:

- диапазон изменения аналоговых выходов каналов осей X, Y, Z акселерометра: 0..5 В;

- напряжение на выходах аналоговых сигналов (на каналах линейного ускорения по осям X, Y ,Z) в статическом положении: 2,5±0,2 В.

 

Пробовал включить датчик и померить напряжение на выходах аналоговых сигналов (на каналах линейного ускорения по осям X, Y ,Z) в статическом положении. Получилось согласно инструкции около 2,5 В.

 

А теперь вопрос такой:

Получается, что в статическом положении, когда датчик лежит на столе, и на него никто не дышит, на выходах около 2,5 В, т.е. датчик показывает какое-то значение линейного ускорения. Якобы он на самом деле движется да еще и с ускорением!

 

С другой стороны в статье пишут, что акселерометр измеряет проекцию ускорения (суперпозицию собственного ускорения акселерометра и вектора гравитации) на его чувствительную ось. Используя значение этих проекций, можно рассчитать угол наклона. И тут вроде бы логично, что на выходах около 2,5 В - это не ускорение, а проекция ускорения. Хотя тоже не понятно, если ускорение равно 0 (датчик лежит неподвижно) проекция этого ускорения тоже должна быть равна 0, а она равна 2,5 В.

 

Так что такое 2,5 В? Ускорение или что?

 

Документацию прилагаю:

________________.pdf

______.pdf

Изменено пользователем LAS9891

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ваши 2.5 В, как указано в описании - это точка нуля. Чтобы можно было в однополярном варианте показывать направление ускорения. Далее там есть большие вопросы. Проверьте ваш датчик. Посмотрите на напряжения по всем осям, затем переверните датчик и снова посмотрите. Если там будет также по 2.5 В - выбросите его. На этом датчике Вы ничего не сделаете, т.к. у него отрезана постоянная составляющая (и похоже по описанию, что это так). Есть куча нормальных датчиков, маленьких и не просящих столько питания, которые показывают постоянную составляющую ускорения (в т.ч. и свободного падения). На них можно сделать инклинометр, если Вам достаточно точности градусов в 5, может чуть лучше. Проблема в том, что у них есть довольно большой уход показаний от температуры, который еще и разный для каждого экземпляра датчика. Простыми средствами его не убрать. Датчик, в котором это убрано хорошо сразу называется инклинометр и стоит баксов за 60.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ваши 2.5 В, как указано в описании - это точка нуля. Чтобы можно было в однополярном варианте показывать направление ускорения. Далее там есть большие вопросы. Проверьте ваш датчик. Посмотрите на напряжения по всем осям, затем переверните датчик и снова посмотрите. Если там будет также по 2.5 В - выбросите его. На этом датчике Вы ничего не сделаете, т.к. у него отрезана постоянная составляющая (и похоже по описанию, что это так).

 

Датчик проверил. Все работает в соответствии вот с этим пунктом:

 

2.6.2 При изменении ориентации изделия аналоговый сигнал акселерометр изменяется следующим образом, если стрелка оси смотрит в горизонт, то сигнал находится в среднем положении (напряжение каналов акселерометров должно находится в пределах указанных в таблице А.1), напряжение сигнала увеличивается при направлении оси в землю, и наоборот, уменьшается при направлении в небо.

 

Судя по всему датчик исправен. Выбросить его не могу, датчик куплен за казенные деньги.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ускорение или что?

 

Измените слова "проекцию ускорения" на "проекцию силы тяжести при неподвижном датчике" - так проще?

И вообще, раз физику забыли, не думайте вообще, реализуйте формулы и все.

 

Правда я ваши документы не смотрел, слова относятся с обычному акселерометру.

И еще сразу скажу - обратите внимание на правильность расчета углов вблизи 90 градусов, формулы должны динамически изменяться в зависимости от положения, иначе неточность будет большая

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

напряжение сигнала увеличивается при направлении оси в землю, и наоборот, уменьшается при направлении в небо

Ну коли так - то получится с учетом разговоров о точности. Измеряйте напряжения и считайте геометрию. Если поворот только по одной оси, то проще отъюстировать датчик так, чтобы одна из осей была паралельно оси вращения, тогда счет попроще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Имеется датчик угловой скорости с описанием. Задача - на основе этого датчика собрать инклинометр - прибор, предназначенный для измерения угла наклона различных объектов относительно гравитационного поля Земли.

 

Да, работать будет. Пересчитывайте в угол и вперед.

 

Очень жаль, что у Вас датчик, который, судя по описанию, предназначен в основном для других целей. Того кто выбирал элементную базу- нужно "В поликлинику сдать для опытов": он сильно избыточный для простого инклинометра, и по питанию и по массогабаритам, по сравнению с негироскопным мемсом, причем ничего выдающегося по характеристикам.

 

Зависимость от температуры- ахиллесова пята микромеханики. Требуйте характеристику зависимости, или снимайте сами для каждого экземпляра. Ну хоть для того, чтобы убедиться, с какой точностью измерять будете. И в любом случае регистрируйте температуру датчика своей системой, чтобы возможно было скорректировать в будущем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересно какой угол будет показывать этот "клинометр" если его толкать туда-сюда (ну например в машине или бпла), т.е появится горизонтальная составляющая ускорения :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Могу ли я использовать резистивный делитель напряжения для согласования выходного сигнала акселерометра с АЦП?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Могу ли я использовать резистивный делитель напряжения для согласования выходного сигнала акселерометра с АЦП?

В инструкции ни слова не сказано ни о выходном сопротивлении, ни о методе измерения выходного напряжения, только указано что измеряют "вольтметром" или "осциллографом".

Поэтому- нет, делитель нельзя, как и нельзя подключать напрямую к низкоомному входу АЦП. Ставьте сначала повторитель на ОУ для минимизации нагрузки выхода этого акселерометра, а потом уже можно и делитель.

 

Кстати, распространенные микросхемы акселерометров, как правило, имеют высокоомный выход, например LIS344ALH - 100 килоом. Так что это нормальный путь- повторитель на ОУ до любой обработки. Часто этот ОУ может быть частью АЦП (так называемый буферизированный режим работы АЦП)

 

Ну или, опять же, звоните производителю и выбивайте нужную информацию о характеристиках выхода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В инструкции ни слова не сказано ни о выходном сопротивлении, ни о методе измерения выходного напряжения, только указано что измеряют "вольтметром" или "осциллографом".

Поэтому- нет, делитель нельзя, как и нельзя подключать напрямую к низкоомному входу АЦП. Ставьте сначала повторитель на ОУ для минимизации нагрузки выхода этого акселерометра, а потом уже можно и делитель.

 

Подключил датчик по такой схеме:

post-87194-1455522609_thumb.jpg

 

Возник вопрос в выборе значения емкости конденсатора.

Номиналы резисторов рассчитал как для делителя напряжения (при максимальном напряжении 5 В на входе ОУ - на выходе делителя 3,3 В). Резистор R7 и конденсатор С1 обзазуют (мне так кажется) ФНЧ. Я прав?

 

Если да, то далее возникает вопрос выборе значения емкости конденсатора. Номинал резистора R7 в расчете фильтра не меняем, так и оставляем 10к (значение необходимо для делителя).

 

Еще вопрос связанный с выбором частоты среза фильтра. В документации на датчик указано, к примеру: Полоса пропускания канала угловой скорости по оси Х, кГц, не более 2. Т.е. указан какой-то диапазон частот, а как расположен этот диапазон относительно частоты 0 Гц? Или подразумевается диапазон от 0 Гц до 2кГц? И как выбрать частоту среза тогда?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Полоса от нуля до. (он ведь гравитацию в покое показывает?)

ФНЧ- да.

Посмотрите если 10 килоом не много для Вашего АЦП

завал- зависит от точности и выбранного диапазона. Например, если Вам на 300 Гц нужно измерять с точностью 1%, то завал на этой частоте должен быть сильно меньше чем 1%.

Если нужно фильтровать- то лучше еще ОУ добавить и двухзвенный фильтр на нем сделать.

 

Моделировать- в чем попало, например, у TI: Filter Designer , Filter Pro

Ну или в любом базовом ПО, умеющим АЧХ рисовать

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg
Интересно какой угол будет показывать этот "клинометр" если его толкать туда-сюда (ну например в машине или бпла), т.е появится горизонтальная составляющая ускорения :)

 

Не поверите, но на начальном этапе развития датчиков существовали даже маятниковые инклинометры для движущихся объектов (измерители крена-дифферента).

С дальнейшим развитием датчиков были реализованы алгоритмы комплексной обработки датчика угловой скорости (ДУС) и маятникового датчика.

И только потом уже добрались до гировертикали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Наконец дело дошло до преобразования данных с датчика в значение угла. Т.к. датчик трехосевой буду использовать следующие формулы для расчета:

post-87194-1460961818.jpg

 

Где Ax, Ay, Az - проекции ускорения (силы гравитации) на соответствующие оси. На выходах датчика я имею определенные напряжения. Задача состоит в преобразовании полученного значения напряжения в соответствующее значение ускорения в единицах измерения g. А потом уже по вышеуказанным формулам посчитать углы.

 

Возникла проблема с преобразованием значения напряжения (В) в значение проекции ускорения (g).

 

В описании к датчику есть такая характеристика: Масштабный коэффициент измерения линейного ускорения по осям X,Y,Z, мВ/g, не более 94.

 

Еще из описания известно что, если стрелка оси (оси X например) смотрит в горизонт, то сигнал на соответствующем выходе находится в среднем положении - напряжение канала (канала Х например) акселерометра равно 2,5 В. Получается, что 2,5 В на выходе - это положение нуля.

 

Как преобразовать значение напряжения (В) в значение проекции ускорения? Что означает число 94 мВ/g? Если, к примеру, на одном из каналов появится напряжение 3 В, какому значению проекции ускорения соответствует это значение напряжения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Наконец дело дошло до преобразования данных с датчика в значение угла. Т.к. датчик трехосевой буду использовать следующие формулы для расчета:

post-87194-1460961818.jpg

 

1 Что означает число 94 мВ/g?

2 Если, к примеру, на одном из каналов появится напряжение 3 В, какому значению проекции ускорения соответствует это значение напряжения?

1 Если ускорение равно g (9,81 м/сІ) то на выходе будет половина напряжения питания плюс 94 мВ

2 a=g*(3000-V/2)/94, V для единообразия в милливольтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1 Если ускорение равно g (9,81 м/сІ) то на выходе будет половина напряжения питания плюс 94 мВ

2 a=g*(3000-V/2)/94, V для единообразия в милливольтах

 

1)Напряжение питания датчика по моей схеме +15 В. Выходит, что при ускорении в 1 g(9,81 м/сІ) на выходе будет: 15/2 + 0,094 = 7,594 В. В документации на датчик указано: Диапазон изменения аналоговых выходов каналов оси Y, Z гироскопа и каналов акселерометра, В: 0..5. Вроде 7,594 больше 5 ?

 

 

2) a=g*(3000-V/2)/94, V для единообразия в милливольтах

 

Что такое V? Если напряжение питания датчика, то выходит: a = g*(3000-15000/2)/94 = -47,87g, нормальное такое ускорение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
К сожалению, ваш контент содержит запрещённые слова. Пожалуйста, отредактируйте контент, чтобы удалить выделенные ниже слова.
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...