Перейти к содержанию
    

Проблема при разработке частотного преобразователя

При управлении ACIM необходимо учесть еще намагничивание ротора иначе при увеличении частоты происходит вот такая штука как вы описали. Лично я не смог разобраться детально как производители компенсируют искажения , и потому использовал Ti.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если угловой коэффициент U/f уменьшить в 3 раза, то сигнал тока приобретает синусоидальную форму и вибрации пропадают.

это резонанс машины. Проблема решается алгоритмически: резонансные частоты надо проскакивать. А вообще проблема полностью исчезает при применении векторного управления. Даже самого плохого без адаптации. Но при векторном появятся ньюансы, которые зависят от области применения. Конкретнее - нужен датчик скорости и нужно знать параметры машины. Неточность в определении параметров машины напрямую снижает электромагнитный момент. Соотношение приблизительно такое - ошиблись на 50% в сопротивлении ротора = машина недодаст 50% момента. При погрешности более 50% будет потеря устойчивости.Это обычная ситуация - машина нагрелась, ротор нагрелся,сопротивление его выросло. Подобная проблема решается алгоритмом адаптации. И вот здесь начинается самое интересное- никто никогда даже не намекнет даже принцип, по которому он работает - коммерческая тайна. В лучшем случае в структурной схеме нарисуют цветной квадратик с надписью - "адаптивная модель". С датчиком скорости ситуация аналогичная - бездатчиковые приводы недодают момента. Это во всем мире такая проблема и до сих пор качественно не решена ни одним производителем приводов переменного тока (сделать вращалку, которая будет вращаться - не проблема, а чтобы момент еще номинальный держала- большая проблема). Самое простое решение в вашем случае - либо сильно ослабить поле (как вы сделали экспериментально,уменьшив U/f в три раза), либо пропускать резонансные частоты алгоритмически

===

С готовыми texasовскими решениями имеет смысл ознакомиться - это классические решения,которые расписаны даже в отечественных книжках, но без адаптации векторное управление - полная профанация из-за того,что погрешность измерения сопротивления ротора напрямую влияет на электромагнитный момент машины.Поэтому и нужно знать условия работы - если машина не греется или выбрана с х2 запасом по моменту, то можно не париться с адаптацией

===

Пространственно-векторным ШИМ, который упоминался здесь ранее не имеет никакого отношения к управлению асинхронной машиной - он просто позволяет эффективнее использовать напряжение звена постоянного тока и не более. Даже не имеет смысла напрягаться с его реализацией - texas даёт готовое решение и им надо пользоваться. Но там есть ньюанс,связанный с неподвижной системой координат (оси альфа-бэта). В нашей литературе ост альфа направлена вдоль оси абсцисс, а ось бэта -по оси ординат. В европейской и западной литературе они сдвинуты на 90 градусов против часовой. Т.е. в texasовская ост альфа - это наша бэта, а texasовская бэта - это наша альфа, умноженная на минус 1. Ну или не читайте отечественную литературу и делайте сразу по западной литературе. Тогда про поворот системы координат на 90 в программе можно забыть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Соотношение приблизительно такое - ошиблись на 50% в сопротивлении ротора = машина недодаст 50% момента. При погрешности более 50% будет потеря устойчивости.Это обычная ситуация - машина нагрелась, ротор нагрелся,сопротивление его выросло. Подобная проблема решается алгоритмом адаптации. И вот здесь начинается самое интересное- никто никогда даже не намекнет даже принцип, по которому он работает - коммерческая тайна. В лучшем случае в структурной схеме нарисуют цветной квадратик с надписью - "адаптивная модель".

Простите но вы пишите нечто смахивающее на ахинею.

Постоянно работаем с частотниками и решаем проблемы недостаточного момента.

Нагрев ротора до 100 град никак не влияет на момент или влияет ну совсем незначительно.

Но вот механика нагретая, редукторы и прочие передачи действительно с нагревом меняют свои свойства сильно.

 

Некая "адаптация" это я так полагаю у вас просто автотюнинг.

Частотники перед каждым пуском умеют за несколько сот миллисекунд измерить и пересчитать все необходимые характеристики двигателя.

Это заметно по необычному писку перед стартом.

А реальную адаптацию PID-а в частотниках может сделать кто угодно ибо коэффициенты PID-а доступны в реальном времени по цифровому интерфейсу. Ничего секретного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Стоп. Вы настраиваете готовые частотники? Если да, то это не считается - вы не знаете какой алгоритм в них заложен.Никто и никогда вам не расскажет механизм адаптации наблюдателя к изменяющимся параметрам асинхронника(конкретнее к постоянным времени статора и ротора). Откройте любое описание конкретного частотника или любую статью, где есть реальное внедрение. Там все содержание: мы сделали, общая структурка и красивый квадратик с надписью "Адаптация" без раскрытия содержимого

Нагрев ротора до 100 град никак не влияет на момент или влияет ну совсем незначительно.

Я не хотел превращать длинное сообщение еще более длинным, а просто констатировал это как факт- классические алгоритмы векторного управления FOC(непосредственная ориентация по полю) и DFOC(косвенная ориентация по полю), которые рассмотрены во всех учебниках нормально работают только когда вы знаете параметры машины И при условии,что они не меняются. Не о регуляторах идет речь, а о наблюдателях FOC,DFOC. Они выполняют функцию датчиков потокосцепления ротора. Если у вас датчики сами по себе хреновые, то о каких обратных связях идет речь.

Есть установка 250кВт в лаборатории, к которой прикладывается нагрузка. Это нагрузка напрямую измеряется и я знаю электромагнитный момент машины. Это все не на глаз "хватает-не хватает", а в цифрах, с погрешностями. Делал все алгоритмы, которые есть в учебниках, статьях, диссертациях и у texasа в готовых решениях. Результат один и тот же. Если не хотите делать стенд и реализовывать профанацию,которая называется классическая векторка без адаптации, запустите в матлабе готовый проект и увеличьте сопротивление ротора на 50%. Я сам разработчик систем электроприводов на переменном токе и знаком с работами конкурентов. У них такая же векторка с адаптацией, но механизм адаптации закрыт. Есть тов. Виноградов А.Б., который частично расписал механизм адаптации в одной статье , как они делают для Белазов, но по моей информации он его коренным образом перелопатил и на конференциях уходит от подобных вопросов . Есть книжка тов. Калачева, в котором он приводит известные ему адаптации асинхронной машины, но везде заканчивается фразой "это все работает хреново и при определенных условиях". Все остальные, дабы обеспечить "настраиваемость" делают скалярку со всякими компенсациями.Года 4 назад в Мск приезжал какой-то АББшный разработчик и устраивал конференцию по этой тематике и ответил на аналогичный вопрос так же, только короче "мы не рассматриваем векторное управление без адаптации"

===

Автотюнинг, о котором вы упомянули, не имеет никакого отношения к векторному управления. Если изучали ТАУ, то должны вспомнить, что регулятор тока в подчиненном контуре более чем робаст - постоянную времени можно менять в очень широких пределах и ничего вообще не изменится. Автотюнинг регуляторов в приводах - это просто маркетинговый ход типа "мы так можем - это круто, но на самом деле - это вообще ни чем не отличается, если вы просто скажете: пусть постоянная времени ротора равно 1секунде и примем постоянную времени регулятора тока, равной ....эм 0.5 секунд, а нет..лучше 1.5-тыкать на панели меньше".

Изменено пользователем somebody111

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Суть проблемы заключалась в большом dead-time, изначально он у нас равнялся 2 мкс (при этом частота ШИМ = 10 кГц), потом сделал компенсацию мертвого времени, заметно полегчало.

При начальном мертвом времени замечались существенные ступеньки и провалы в фазных токах, особенно на низких частотах. Теперь у нас мертвое время = 1 мкс (драйвера не позволяют существенно уменьшить это время) и компенсация, уже с одного герца синус красивый, двигатель плавно работает на частотах вплоть с 0.3 Гц до 50 Гц. Хотелось бы узнать, если можно, понимаю, что вопрос не совсем корректный, какое мертвое время характерно для частотников на 15 кВт?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Суть проблемы заключалась в большом dead-time, изначально он у нас равнялся 2 мкс (при этом частота ШИМ = 10 кГц), потом сделал компенсацию мертвого времени, заметно полегчало.

При начальном мертвом времени замечались существенные ступеньки и провалы в фазных токах, особенно на низких частотах. Теперь у нас мертвое время = 1 мкс (драйвера не позволяют существенно уменьшить это время) и компенсация, уже с одного герца синус красивый, двигатель плавно работает на частотах вплоть с 0.3 Гц до 50 Гц. Хотелось бы узнать, если можно, понимаю, что вопрос не совсем корректный, какое мертвое время характерно для частотников на 15 кВт?

 

Менял мертвое время до 3us на двигателях до 55кВт, разницы большой не увидел , сейчас установил 2us на все привода до 55кВт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Менял мертвое время до 3us на двигателях до 55кВт, разницы большой не увидел , сейчас установил 2us на все привода до 55кВт.

Наверное, у вас уже была компенсация мертвого времени. Какова частота вашего ШИМ? Интересно, что за железо?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это "явление природы" называется "Автоколебания". Они были описаны в журнале "Электротехника". Номер не помню, вроде начало 90 годов, или конец 80-х. Возникают из-за обмена энергиями (активной и реактивной) между двигателем и звеном постоянного тока (конденсаторами) через транзисторы и обратные диоды инвертора. Решается с помощью правильного измерения напряжения в ЗПТ, и правильного регулятора в цепи обратной связи по напряжению. В бесплатных апликухах от разных производителей ни чего про это Вам ни кто не скажет. Там только принцип коммутации ключей описан и показан. Алгоритм устранения автоколебаний - это ноу-хау каждого разработчика. Это первый шаг в понимании электро-механо-магнитных процессов, протекающих в таких системах и первый шаг в науке построения реальных обратных связей и синтеза регуляторов. Есть книжка про электропривод старая, под авторством Эпштейна, там то же было кратко описано это явления. Но самый простой способ - это перекомпенсация двигателя, то есть задать ему большее напряжение, чем надо на этой частоте. Но это не правильно, так как снижается КПД и греется мотор.

 

Вспомнил!!!!!!!!!! Нашёл статью!!!!!!!!!!!!!!!! Ура!!!!!!!

_______________________________________.rar

_________________________________________________________.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Наверное, у вас уже была компенсация мертвого времени. Какова частота вашего ШИМ? Интересно, что за железо?

 

В первом случае я столкнулся с такой же проблемой как и вы когда сделал преобразователь на мотороле MC56 и на мощности выше 2кВт при увеличении оборотов происходило примерно тоже самое что и у вас, мертвое время уже тогда не помогало. Во втором случае я проверял на контроллере DeltaTau когда к ним делал серво-усилитель, он управлялся по 6 каналам ШИМ и при проектировании драйвера возникали проблемы и приходилось менять мертвое время , оно так же не влияет. Сегодня настраивая преобразователь на TMS320F28069M я специально менял мертвое время влияния не наблюдал. Частоты задавал везде до 15кГц , на моторах до 10кВт, на более мощных в приделах 4-8 кГц. Выше правильно написали что в коде должна быть компенсация, но я не владею этой информацией, так как решил купить готовы контроллер. Я не понял как это можно сделать и инфы не так много.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По поводу компенсации мертвого времени (проверено и работает!!!) и еще некоторых аспектов хорошо написано здесь:M_Zelechowski.7z

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Коллега по форуму просил прокомментировать коррекцию мертвого времени, личное сообщение отправить не получилось("Невозможно отправить это сообщение, так как получатель отключил свой личный ящик, или он попросту переполнен"). Ниже привожу ответ. Попробуйте внимательно прочитать стр.102-104 (формулы брал прямо оттуда). Давно уже не вспоминал теорию. Изучите работу полумоста и направление тока. Качественно эффект от компенсации мертвого времени можно получить при анализе формы тока, через фазу двигателя, качественно рис. 5.4 на стр.104 получал на своем частотнике. Но без датчиков тока ничего не получится. У нас было несколько итераций частотника, так вот заметил, что сглаживающий дроссель DC-шины тоже влияет на колебания. У нагруженного двигателя колебания могут пропасть. Думаю, что резонанс может иметь различные причины. Более того, у преобразователя Danfoss, не помню точно какой модели, есть настройки, позволяющие "недоходить" или "проходить" "плохие" частоты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Откройте секрет - что изменит компенсация мертвого времени? Шим 4кГц - это 250 мкс. Величина мертвого времени максимум 4мкс. Как на медленный электромеханический преобразователь, которым и является асинхронник, может повлиять процесс, который закончится где-то в 60 раз быстрее, чем изменится фазный ток двигателя? Какой толк компенсировать процесс, который и так ни на что не влияет? Я понимаю, что это маркетинговый ход, деньги надо как-то зарабатывать, но вестись -то зачем?

----

Вибрации двигателя обусловлены его внутренней структурой. В теории управления систем есть такой раздел - устойчивость систем. Там доказывается, что устойчивость линейной системы определяется ее параметрами и не зависит более от никаких входных и возмущающих воздействий. Например, двигатель постоянного тока - идеальная линейная система- он или устойчиво работает при любых напряжениях и нагрузках, или неустойчиво. У нелинейных систем такая особенность отсутствует - их устойчивость может зависеть от всего - от параметров, от управляющих, от возмущающих воздействий, от начальных условий и вообще они могут иметь несколько устойчивых состояний и переходить из одного в другое. Так вот, асинхронник - это как раз нелинейный объект управления. Если вы сможете загнать его рабочий режим на линейных участок, то он будет в ее окрестности устойчив (вернее, квазиустойчив, пока рабочая точка именно там, где все более-менее линейно). Если не сможете - он или будет вообще неустойчив (непонятных гудения, неуправляемые разгоны и торможения) или будет мотаться между устойчивыми состояниями - это как раз вибрации, о которых идет речь. При векторном управлении, вы загоняете рабочую точку на линейных участок и двигатель квазиустойчив, пока рабочая точка где надо. Перемагнитьте его,например,и он вновь станет неустойчивым. При скаляре рабочая точка плавает по характеристике. У двигателей до ~5-7кВт -это все равно квазиустойчивый режим. Если выше - то как правило при определенных соотношениях частот тока и вращения, система теряет устойчивость. На самом деле, все определяется параметрами схемы замещения двигателя и конструктора об этом прекрасно знают и традиционно во всех промышленных частотниках имеется возможность пропускать "резонансные" частоты

Изменено пользователем somebody111

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Лично мне нет проку что-то рекламировать. С введением компенсации мертвого времени - токи двигателя на низких оборотах возросли, стали плавными. Двигатель начал в скалярном режиме вращаться с 0.3 Гц при линейной, из нуля выходящей характеристике U(f). Частота шима была 10 кГц, мертвое время 2 мкс. То, что было в документе, о котором я писал, проверено на практике.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...