Lyudmila_NII 0 November 20 Posted November 20 · Report post Сегодня управление качеством на предприятиях электронной промышленности играет ключевую роль, не только обеспечивая выпуск продукции с прогнозируемым уровнем качества и сводя к минимуму риск поставки потребителям продукции, не соответствующей требованиям стандартов и других руководящих документов, но и реализуя часть функций координации процессов, тем самым снижая производственные потери. Во Всемирный день качества, отмечаемый в ноябре, директор по качеству АО «НИИЭТ» рассказал об организации и основных приоритетах данной деятельности на предприятии. Расскажите, пожалуйста, как в АО «НИИЭТ» организовано управление качеством. Какие этапы производственного цикла оно охватывает? Контур управления, находящийся в непосредственном подчинении директора по качеству, у нас включает четыре подразделения. Первое из них ‒ служба контроля качества. Это подразделение имеет в своем составе группу технического контроля, состоящую из штатных сотрудников службы, а также восемь групп контроля качества по профильным направлением, включающих сотрудников иных подразделений, которые осуществляют непосредственный контроль выполнения технологических операций на всех этапах производственного цикла. Второе подразделение ‒ испытательный центр по сертификации ИМС и полупроводниковых приборов, состоящий из трех лабораторий: испытаний, измерений и оборудования. Центр укомплектован современным контрольно-измерительным и испытательным оборудованием, включая и установки нашей собственной разработки ‒ камеру для испытаний ЭКБ на воздействие термоудара «АКТУ-001» и стенды для термоэлектротренировки полупроводниковых компонентов серии «СИТ». В данном подразделении проводятся сертификационные и иные виды испытаний как ЭКБ разработки и производства «НИИЭТ», так и продукции других предприятий ‒ по их заказу. Метрологическая служба, главная задача которой ‒ обеспечение единства измерений, является еще одним элементом данного контура управления. Эта служба обеспечивает поверку измерительного оборудования, а также разрабатывает необходимые метрологические методики для других подразделений предприятия. Последнее по порядку, но не по важности подразделение в этом списке ‒ лаборатория по охране окружающей среды. Современное электронное производство должно быть экологичным. Это не только требование законодательства, но и один из наших собственных принципов, которыми мы руководствуемся в своей работе. Лаборатория контролирует как безопасность среды на самом предприятии, так и уровень опасности отходов и правильность их утилизации. Таким образом, данный контур управления охватывает практически всю производственную деятельность АО «НИИЭТ» с точки зрения обеспечения качества: от контроля технологических сред, состояния и динамики параметров производственной среды, парка технологического оборудования, культуры производства, соблюдения сотрудниками производственных подразделений технологической дисциплины до подтверждения качества выпускаемых изделий электронной техники посредством испытаний. Как можно оценить эффективность управления качеством? Можно ли озвучить некие результаты работы контура управления директора по качеству в цифрах? Есть такая поговорка: «стабильность ‒ признак мастерства». Это действительно так. Те, кто работает с производством, хорошо знают, что повторяемость ‒ не менее, а порой и более важный параметр, чем точность. Но повторяемость, а точнее ‒ предсказуемость результата, очень важна и в вопросах обеспечения качества, и лучший «экзамен» для нашего контура управления заключается в том, насколько стабильным остается уровень качества нашей продукции при существенных изменениях внешних условий. В 2022 году такой экзамен наше предприятие выдержало. Во-первых, за последние полтора года существенно увеличился объем производства, а с увеличением объема обычно растет количество брака и, следовательно, рекламаций ‒ в абсолютных значениях. Во-вторых, из-за разрыва ряда логистических цепочек и необходимости выстраивания новых проявили себя определенные проблемы с качеством комплектующих. Несмотря на это, уровень качества продукции нашего предприятия остается стабильным, на что указывает, в частности, крайне низкий процент сдачи партий изделий со второго предъявления: для СВЧ-транзисторов и модулей он составляет 0,01%, а для интегральных схем данный процент достиг нулевого значения. Более того, у нас сохраняется тенденция к увеличению процента выхода годных изделий. Это как раз и является основным результатом работы контура управления в целом. Что касается рекламаций, их количество действительно несколько выросло, но не пропорционально увеличению объема производства. Это результат реализации одного из приоритетов контура ‒ деятельности по снижению производственных потерь за счет повышения качества изготовления продукции. Комплекс постоянно проводимых мероприятий по повышению качества позволил нашему предприятию значительно минимизировать упущенную выгоду по ряду изделий. Так, по состоянию на конец октября текущего года объем входящих рекламаций сравнялся с общегодовым показателем за 2022 год, но при этом следует отметить, что результаты проведенных исследований интегральных схем, по которым были получены рекламации, показали, что практически половина данных ИС ‒ а именно 45,7% ‒ соответствовали требованиям технических условий. Выход из строя оставшейся части был вызван превышением предельно допустимых режимов эксплуатации. По СВЧ-транзисторам ситуация кардинально иная: выход из строя 93,8% изделий был обусловлен причинами эксплуатационного характера, а соответствие ТУ было подтверждено лишь для 6,2%. Предотвращение отказов изделий у потребителей также является одной из наших приоритетных задач, поэтому сотрудники и подразделений, входящих в контур управления директора по качеству, и иных профильных подразделений предприятия готовы оказать техническую и консультативную помощь при возникновении проблем с качеством изделий АО «НИИЭТ». Какие СМК внедрены в АО «НИИЭТ» и как организовано подтверждение соответствия их требованиям? На предприятии с 1999 года ежегодно проводится внешний аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям документов стандартизации на оборонную продукцию. С 2016 по 2022 год в качестве экспертной организации выступал орган по сертификации (ОС) СМК АНО «Электронсертифика» (СДС «Электронсерт»), с 2022 года ‒ ОС СМК «ИНТЕЛЭЛЕКТРОН» (СДС «Военный Регистр»). В целях подтверждения возможности проведения испытаний продукции, поставляемой по ГОЗ, система менеджмента нашего испытательного центра проходит ежегодную проверку экспертами ЦОС «Электронсерт». Достаточно новым, но не менее важным для нас направлением является сертификация СМК на соответствие требованиям предприятий автомобильной промышленности. Развитие гражданского направления ‒ один из основных приоритетов нашего института, а автомобильная электроника ‒ это сфера, в которой к продукции предъявляются крайне высокие требования по качеству и надежности, во многих аспектах сравнимые с требованиями к изделиям оборонного назначения, а то и превосходящие их. На протяжении последних трех лет наше предприятие уверенно проходит проверки на соответствие международному стандарту IATF 16949 и отечественному ГОСТ Р 58139-2018. Конечно, это накладывает дополнительные требования по разработке документов, подготовке и проведению аудитов, контролю технологических процессов. Но вместе с тем это и новые вызовы, и новые возможности для АО «НИИЭТ». Что бы вы назвали основой эффективной работы СМК? Пожалуй, стоит обратить внимание на два момента, которые, на мой взгляд, можно считать основополагающими в деятельности по обеспечению качества продукции. Первый ‒ это открытость. Речь и о прозрачности процессов для структур самого предприятия, и об открытости по отношению к заказчику. Стабильность качества достигается в том числе благодаря обратной связи от потребителей продукции и честной и дружественной реакции на эту обратную связь. Мы в своей работе стремимся к максимальной открытости. И второй важный фактор ‒ безусловно, люди. У нас в управлении качеством сложилась отличная команда, которая представляет собой в полном смысле сплав опыта и молодости. В ней есть действующие эксперты в области сертификации СМК и аттестации ИЦ, за плечами которых ‒ не один десяток проверенных организаций и испытательных центров. Есть в составе подразделений и молодые сотрудники, которые быстро адаптировались в новых условиях, успешно прошли аттестацию и уже генерируют новые идеи по улучшению работы и предлагают интересные решения. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех тех, кто задействован в работе по обеспечению качества продукции как на нашем предприятии, так и в отрасли в целом, с Всемирным днем качества и пожелать им успехов в их очень важной деятельности! Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...
HardJoker 12 November 20 Posted November 20 · Report post 6 часов назад, Lyudmila_NII сказал: Во Всемирный день качества, отмечаемый в ноябре, директор по качеству АО «НИИЭТ» рассказал об организации и основных приоритетах данной деятельности на предприятии. Расскажите, пожалуйста, как в АО «НИИЭТ» организовано управление качеством. Какие этапы производственного цикла оно охватывает? Контур управления, находящийся в непосредственном подчинении директора по качеству, у нас включает четыре подразделения. Типичный образец творений "эффективного менеджера - дитя перестройки": много лозунгов, общих рассуждений и прочей воды. Как всегда, ответственного нет. Спросить за белибердовый материал (в том числя за новомодный "контур управления") не с кого: ни имени, ни фамилии того балбеса, скромно обозначенного как "директор по качеству". Know-how, видимо сводится к тому, что к хорошо известному набору служб "ОТК-испытали-метрологи", контролирующих рабочий процесс предприятия, добавили охрану труда, но убрали нормоконтроль?! Понятно, что о контроле по существу самих работ, анализе принимаемых технических и конструкторских решений, речи нет. Могли бы приёмку заказчика упоминуть, ради приличия что ли... 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...
baumanets 12 November 20 Posted November 20 · Report post Вопрос в качестве напрямую связан с оплатой труда. Свободные люди работают сами. Рабам же нужны погонщики/надсмотрщики. И чем ниже рынка зарплата, тем больше нужно надсмотрщиков. Если зарплата привлекает на производство только маргинальные слои населения, то чего удивляться-то низкому качеству? Нормальные люди не идут на жЁсткий график, не едут к 7 утра на другой конец города, и им бабка-хабалка на проходной не сыплет вслед проклятья за минутное опоздание. Вот я никогда не понимал, зачем держать маргиналов, которые не выспавшись в понедельник придут к 7 и напортачат на рабочем месте. Можно и нормального работягу подождать к 10 часам. Он спокойно приедет выспавшимся и брака у него не будет. Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...
makc 153 November 20 Posted November 20 · Report post 21 минуту назад, baumanets сказал: Свободные люди работают сами. Человек - очень ленивая скотина и это я знаю по себе. Часть людей может себя заставлять, а другим это сложно/больно/не охота и т.п. Потому ваш тезис не работает и дисциплина необходима, необходима морковка перед носом и т.п., но самодисциплина нужна в первую очередь. Однако в жизни зачастую всё ровно наоборот. Несложно оглядевшись по сторонам и заглянув поглубже в себя придти к этому простому и незавидному выводу. 25 минут назад, baumanets сказал: Можно и нормального работягу подождать к 10 часам. Он спокойно приедет выспавшимся и брака у него не будет. Есть профанация дисциплины, а есть организация процесса и дисциплина. Часто второе подменяют первым, т.к. опять же это проще. 😉 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...
kirill70674 4 November 20 Posted November 20 · Report post 1 час назад, baumanets сказал: Можно и нормального работягу подождать к 10 часам. Да Вы, батенька, либерал! Подобное "брожение в массах" негативно сказывается на рабочем процессе. Когда одни приходят к 9, другие к полудню, а то и к обеду, получается жуткий "рассинхон". Это "да и к 10 норм", работает только со взрослыми мотивированными людьми, коих не так много. В остальных случаях как раз и получается "брак", в голове работника в первую очередь. 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...
Harbinger 10 November 21 Posted November 21 · Report post 10 часов назад, baumanets сказал: Нормальные люди не идут на жЁсткий график, не едут к 7 утра на другой конец города, и им бабка-хабалка на проходной не сыплет вслед проклятья за минутное опоздание. Мнение, характерное для "совы" - и не более того. Как-то так сложилось, что уже лет 20 как приезжаю на работу в 7.40 при подъёме в 5, а то и раньше. Ближе к вечеру работоспособность никакая. Ну и вредных бабок на проходной нет (а зачем они вообще? Функция охраны - охранять, а для этого мужики как-то больше подходят). Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...
baumanets 12 November 21 Posted November 21 · Report post 3 часа назад, Harbinger сказал: Мнение, характерное для "совы" - и не более того. А вот и не угадал. Утром, если ехать к 8-ми на въезд в областной или федеральный центр гигантские пробки из тех, кому к 8-ми. И 40-минутная дорога занимает 1.5 часа. Если ехать к 10-ти, то путь займет прежние 40 минут. Поэтому "жаворонки" стоически стоят в пробках. Либо прут в такую рань, чтоб успеть до пробки по времени "снизу". Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...
Plain 122 November 21 Posted November 21 · Report post 16 часов назад, HardJoker сказал: много лозунгов, общих рассуждений и прочей воды Тема по сути лишь о качестве транзисторов, что каким-то образом получается продавать (100% – 6,2%) = 93,8% брака, что сильно вряд ли, да и что ещё за открытость, когда тупо режимный объект. Quote Share this post Link to post Share on other sites More sharing options...