Перейти к содержанию
    

Задумано сделать ШИМ управление обычным 12V кулером компьютерного БП.

 

В процессе понял, что использовать нужно P-CHANNEL мосфет, т.к. земля на кулере должна быть всегда.

В противном случае, думаю, тахометр будет дико глючить.

Обдумывал как бы попроще организовать управление мосфетом. Поскольку в распоряжении у меня сдвоенный P+N транзистор, я сделал по простому(схемка прилагается).

Думаю, что при таких смешных токах - всё должно прекрасно работать, но по сути всё болтается на одном резисторе.

Хотя, на самом то деле, даже если этот резистор сгорает - кулер просто будет вращаться на полных оборотах. Вроде ничего страшного.

 

Прокомментируйте пожалуйста. Сгодится такое решение или совсем кулибинство? :)

post-35751-1272472728_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А кроме "мосфетов" есть на свете какие -нибудь еще компоненты, не сдвоенные? ВС807, например?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В процессе понял, что использовать нужно P-CHANNEL мосфет, т.к. земля на кулере должна быть всегда.

В противном случае, думаю, тахометр будет дико глючить.

он скорее всего будет глючить и с P-канальным, так как для питания нужно постоянное напряжение а не ШИМ. попробуйте добавить на выход дроссель и электролит.

и резистор на затворе можно увеличить раз в 5..10, зачем там гонять аж 20 мА ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

попробуйте добавить на выход дроссель и электролит.
А как прикинуть правильную индуктивность и ёмкость? На кулере написано 12V 0.09A

и резистор на затворе можно увеличить раз в 5..10, зачем там гонять аж 20 мА ?
Ну вначале думал, что чем там больше - тем лучше. А потом почитал, что фронты наоборот заваливают, чтобы кулер не издавал лишних звуков. Так что не только там можно больше в 10 раз, но ещё и кондер ставят об землю и на затвор N-канального(ну и резистор туда последовательно).

 

Ну а как быть с тахометром то? Хотя, индуктивность + кондер должны помочь вроде как...

А RC цепочка на затворе не сделает тоже самое? Ну я понимаю, что в таком случае транзистор будет уже не в ключевом режиме работать - да и пёс бы с ним. Вроде как запас там обеспечить нет проблем. Зато без всяких там индуктивностей обойтись можно.

Видел в одной статье, что ШИМ задерживают на 100%, пока не поймают два импульса тахометра раз в две секунды, но сдаётся мне - слышно будет это.

 

И что там с частотой?

Я думаю чем больше - тем лучше(я имею ввиду, что желательно выйти на ультразвук, чтобы не слышно было как он пищит).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А как прикинуть правильную индуктивность и ёмкость?
ну например 10мкГн (5мм гантелька) и 100мкФ, и 5 или 6-битный ШИМ на АВР с 8МГц внутр. генератором.

после истока транзистора - блокирующий диод:

screenshot8q.th.png

И что там с частотой?
при частоте контроллера 8МГц и 5-битном ШИМе - 250кГц, 6-битном - 125кГц.
Изменено пользователем ukpyr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А потом почитал, что фронты наоборот заваливают, чтобы кулер не издавал лишних звуков. Так что не только там можно больше в 10 раз, но ещё и кондер ставят об землю и на затвор N-канального(ну и резистор туда последовательно).

Не надо заваливать фронты - получите только нагрев ключей. Оно Вам надо?

Чтобы не было ничего слышно - держите период ШИМ больше 20 кГц.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ага, спасибо.

 

Ну ШИМ вроде как 8-бит. частоту понятно. побольше )

 

На диоде будет падение напряжения. Может быть лучше параллельно его включить?

 

 

держите период ШИМ больше 20 кГц.
Вы имели ввиду частоту?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ну например 10мкГн (5мм гантелька) и 100мкФ, и 5 или 6-битный ШИМ на АВР с 8МГц внутр. генератором.

после истока транзистора - блокирующий диод:

Товариши эмбеддеры, природа не терпит пустоты и разрыва тока в дросселе.

На картинке - ток в дросселе может протекать только в одну сторону. Так не бывает..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На картинке - ток в дросселе может протекать только в одну сторону. Так не бывает..
да, диодик на землю:

screenshot9w.th.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нашел 4-Wire Pulse Width Modulation(PWM) Controlled Fans

Там говорят PWM Frequency: Target frequency 25 kHz, acceptable operational range 21 kHz to 28 kHz от этого и буду плясать.

В случае чего буду иметь возможность подключить четырех пиновый кулер.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А кроме "мосфетов" есть на свете какие -нибудь еще компоненты, не сдвоенные? ВС807, например?

И как его закрыть 5-ю вольтами?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Закрыть вроде можно.

Грамотно подобранные два резистора вроде как могут решить эту проблему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...