Jump to content

    
DisplayName

Чей косяк?

Recommended Posts

Доброе время суток!

Заказываю различного рода платы в резоните, всё ок, проблем не было.

Но последние две заказанные платы вызывают некие подозрения, что что-то резонит сделал не очень хорошо.

Обе платы представляют собой сенсорные платы для планшета для считывания координаты стилуса.

Схема платы представляет собой набор из аналоговых мультиплексоров и два массива одинаковых антенн по Х и У.

По размеру они обе почти как А4 лист.

До этого я заказывал кучу других сенсорных плат и таких проблем, с которым я столкнулся с ними, никогда не было.

Итак, первая проблемная плата. Всё хорошо, со всех антенн считываются ожидаемые результаты, но у двух из всего набора антенн показатели считываются какие-то заниженные.

Как я ни пытался, но понять, что с этими двумя антеннами не так, я так и не смог. Просто принял как факт, поигрался с ней и всё равно нужно было делать немного другую сенсорную плату.

И вот приходит из резонита вот эта другая плата. После того, как на неё было всё напаяно с помощью строительного фена (да-да, большие температуры и т.д., плата даже деформируется, но её можно вернуть в ровную плоскость) были обнаружены странные результаты. Оказалось, что одна дорожка коротит. Она проходит рядом с полигоном земли, до земли там 0.2 мм.

С помощью подпилов дорожки был обнаружен конкретный участок. Визуально он выглядел обычно и всё с ним хорошо. Но коротит и всё тут.

Я поводил лезвием по маске между дорожкой и землей на всякий случай и закоротка исчезла. Ну ок, подумал я, проблема решилась.

Работаю дальше. Затем обнаруживается, что опять коротит какая-то дорожка. Нашёл, она тоже проходит рядом с полигоном земли, 0.2 мм до него.

Опять же был найден участок и опять же визуально он выглядел вообще нормально.

Мультиметр показывал 3 Ома. Поводил немного лезвием - он стал показывать 5 Ома.

Поводил ещё немного - 7 Ом. Ещё немного - 22 Ома, потом ещё и ещё, уже и маску почти всю снял. И только тогда уже закоротка пропала.

Вот я и в замешательстве. Мог ли я своим феном закоротить каким-то образом дорожки или это производственный косяк.

Share this post


Link to post
Share on other sites

характеристики плат тоже стоит упомянуть, до каких примерно температур греет фен, что используется помимо фена при пайке, подробнее про процесс, так, пальцем в небо, особенно если плата деформируется, то можно сказать, что фен влияет, если проблема только в КЗ и раньше этого не было при прочих равных, то стоит попробовать другого производителя, делать больше зазоры

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 hours ago, grts said:

Экстрасенсов здесь нет.

Платы в студию.

А что конкретно показать аудитории? Фото или трассировку? На них как бы и смотреть-то нечего. Я же говорю, что просто дорожка, через 0.2 мм располагается полигон земли. Визуально на плате всё выглядит обычно, как и все другие дорожки, рядом с которыми лежит через 0.2 мм полигон земли. Да и тем более, что саму плату я уже подрал лезвием, поэтому на фото будет только исправленный вариант. На трассировке, понятное дело, никаких закороток нет.

1 hour ago, heavyC1oud said:

характеристики плат тоже стоит упомянуть, до каких примерно температур греет фен, что используется помимо фена при пайке, подробнее про процесс, так, пальцем в небо, особенно если плата деформируется, то можно сказать, что фен влияет, если проблема только в КЗ и раньше этого не было при прочих равных, то стоит попробовать другого производителя, делать больше зазоры

Фолга 0.035 мм, ядро 0.5 мм. 280х163 мм. Судя по тому, что написано на фене, то он грел до 350 градусов. Паяльник жарит, судя по крутилке на паяльнике, где-то 420 градусов. Процесс пайки сложно описать, было сложно, выпаивал-впаивал несколько раз. Ещё и из-за поисков закороток тоже выпаивал-впаивал, потому что думал, что в микросхемах что-то не так.

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 hours ago, DisplayName said:

 Оказалось, что одна дорожка коротит. Она проходит рядом с полигоном земли, до земли там 0.2 мм.
 

У резонита особые требования по отступам от полигонов.

Это нормально т.к. химия в таких несбалансированных по меди местах или недотравит или съест дорожки.

 

Это косяк производства

но если у вас было требование  - дёшево без повышающих коэф. и без электротестирования - то результат предсказуем.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, _4afc_ said:

Это нормально т.к. химия в таких несбалансированных по меди местах или недотравит или съест дорожки.

 

Это косяк производства

но если у вас было требование  - дёшево без повышающих коэф. и без электротестирования - то результат предсказуем.

Скорее наоборот - никаких требований не было :) Что ж, спасибо за разъяснения. Буду впредь учитывать этот момент.

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 часов назад, DisplayName сказал:

Работаю дальше. Затем обнаруживается, что опять коротит какая-то дорожка.

дендриты, Сталкивался с подобным на местном произаодстве печатных плат. Брак производства, плату - в утиль, ибо будут расти снова и снова в случайных местах. Вернул свою плату на завод, они там что-то поисследовали на ней и больше с тех пор подобных проблем у них не было.

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 minutes ago, Сергей Борщ said:

дендриты, Сталкивался с подобным на местном произаодстве печатных плат. Брак производства, плату - в утиль, ибо будут расти снова и снова в случайных местах. Вернул свою плату на завод, они там что-то поисследовали на ней и больше с тех пор подобных проблем у них не было.

Ну, лечение, похоже, в этом случае такое же - увеличить зазор.

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, DisplayName сказал:

Ну, лечение, похоже, в этом случае такое же - увеличить зазор.

Не, там были проблемы в отмывке перед нанесением маски. С большим зазором они в тех же условиях также могут прорасти, просто медленнее.

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 6/26/2021 at 3:43 AM, Сергей Борщ said:

дендриты, Сталкивался с подобным на местном произаодстве печатных плат. Брак производства, плату - в утиль, ибо будут расти снова и снова в случайных местах.

Лакировка спасёт отца русской демократии.

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, jartsev сказал:

Лакировка спасёт отца русской демократии

Нет. Плата уже покрыта маской, прорастание идет под маской из-за химии, оставшейся на плате перед нанесением маски. Лак никак помочь тут не сможет, увы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

0

On 6/25/2021 at 7:20 AM, DisplayName said:

 После того, как на неё было всё напаяно с помощью строительного фена (да-да, большие температуры и т.д., плата даже деформируется, но её можно вернуть в ровную плоскость)

Сразу не увидел. Вполне возможно перегретая органика превратилась в уголь.

Дендридам нужно много времени чтоб прорасти.

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 часов назад, Сергей Борщ сказал:

Плата уже покрыта маской, прорастание идет под маской из-за химии, оставшейся на плате перед нанесением маски

Когда с таким столкнулся, грешил на лужёные дорожки под маской. Которая к тому же была непрочная, при нагреве градусов до 200 начинала трескаться и пузыриться. При зазорах 0,2 мм коротыши стали возникать дней через 10 после того, как платы получил, чаще всего - между переходными отверстиями вблизи полигона и этим самым полигоном. Через месяц из 50 плат исправных осталось штук 15.

Ну тут, что называется, ССЗБ. Быстро, качественно и дёшево - не бывает.

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 часов назад, jartsev сказал:

Дендридам нужно много времени чтоб прорасти.

Бывает, что и несколько секунд. Пример с платой из той же партии - звонится накоротко между дорожками. Подаю от ЛБП напряжение 1 В с ограничением тока, замыкание пропадает - пережгли. Подаю питание на плату, плата работает секунд 20 и снова отказ. Прозваниваю те же дорожки - снова замыкание. Можно было повторять до бесконечности.

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 часов назад, Сергей Борщ сказал:

Бывает, что и несколько секунд.

Это Вы погорячились!

"Дендриты представляют собой металлические нити или кристаллы, которые растут на поверхности металла (в плоскости X–Y), а не перпендикулярно ей, в виде древовидных структур. Механизм роста дендритов носит электрохимический характер. То есть для роста дендритов необходимо иметь разбавленный электролит и электрическое напряжение, а следовательно, дендриты могут приводить к отказам только в случае наличия условий для образования разбавленного электролита (например, влажность плюс остатки флюса или
органических кислот), а также только при эксплуатации изделия.
Под действием присутствующего на плате напряжения проводник-анод растворяется, отдавая в канал положительно заряженные ионы металла. Ионы направляются к проводнику-катоду, восстанавливаются на нем до металлического состояния, образуя в изоляционном зазоре проводящие перемычки в виде дендритоподобной рыхлой металлической структуры. Скорость роста дендритов на катоде может достигать 0,1 мм в минуту".

Источник: Технологии в электронной промышленности, № 3’2010 Медведев А.М. "Иммерсионное олово. Прошлое и будущее"

Т.е. для формирования дендрита, при расстоянии между проводниками 0,2 мм, необходимо, чтобы напряжение смещения было приложено к проводникам хотя бы 2 минуты.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.