Jump to content

    

Recommended Posts

Здравствуйте, коллеги.

Есть задача сделать ЗУ для двух последовательно соединенных 12-вольтовых аккумуляторов AGM VRLA 15 А/ч, используемых в составе ИБП.

В сети есть примеры импульсных ЗУ, выполненных по обратноходовой топологии. При этом схемы различаются, так сказать, "навороченностью": в схемах посложнее добиваются постоянного тока заряда, а в схемах попроще АКБ цепляется в параллель выходному конденсатору обратнохода и ток заряда соответственно при этом получается импульсный. Пример:

http://danyk.cz/nab_ab_en.html

Причем такое решение я встречал не только в радиолюбительских поделках, но и в схеме одного ИБП.

В этой связи волнует вопрос: насколько корректно заряжать AGM VRLA АКБ импульсным током, подключая ее непосредственно на выход обратнохода? 

    

 

Edited by Zuse

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нормально даже одностадийным ККМ заряжать — алюминиевый конденсатор выкинуть, а заодно его термистор и холодный ток этого добра.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 hours ago, Zuse said:

Есть задача сделать ЗУ для двух последовательно соединенных 12-вольтовых аккумуляторов AGM VRLA 15 А/ч, используемых в составе ИБП....

 

На сколько я знаю - импульсный ток зарядки даже предпочтительней..., главное - не превышать максимально допустимый ток зарядки... 

Ещё подумайте вот над чем - раз есть два аккумулятора соединённых последовательно, нужно бы по-уму думать и про их балансировку... В вашем случае - проще заряжать каждый из аккумуляторов от ОТДЕЛЬНОГО ЗУ, тогда балансировать ничего не нужно..., просто каждый из аккумуляторов будет заряжаться от своего ЗУ (14,150 Вольт, 1,5 Ампера). Мощности небольшие, задача не сложная. Наверняка можно готовые БП подобрать, если делать не досуг...

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 minutes ago, варп said:

На сколько я знаю - импульсный ток зарядки даже предпочтительней..., главное - не превышать максимально допустимый ток зарядки... 

Ещё подумайте вот над чем - раз есть два аккумулятора соединённых последовательно, нужно бы по-уму думать и про их балансировку... В вашем случае - проще заряжать каждый из аккумуляторов от ОТДЕЛЬНОГО ЗУ, тогда балансировать ничего не нужно..., просто каждый из аккумуляторов будет заряжаться от своего ЗУ (14,150 Вольт, 1,5 Ампера). Мощности небольшие, задача не сложная. Наверняка можно готовые БП подобрать, если делать не досуг...

Ну, вообще говоря, ЗУ в макетном варианте уже сделано и испытано. Просто я сейчас корректирую схему и решил немного ее упростить, убрав LC-фильтр на выходе обратнохода.

А что касается последовательного соединения батарей, то я ориентируюсь на китайское устройство-аналог и в нем две 12-вольтовых АКБ просто соединены последовательно и используются как одна 24-вольтовая АКБ, и в "китайце" нет никакой балансировки

Edited by Zuse

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 hours ago, варп said:

Ещё подумайте вот над чем - раз есть два аккумулятора соединённых последовательно, нужно бы по-уму думать и про их балансировку...

Да не нужно... Что-то уже манечкой какой-то стала эта балансировка. В 12-вольтовом аккумуляторе шесть 2-вольтовых банок. Их кто-нибудь балансирует?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В данном случае - Китай не эталон... - сами посудите - аккумуляторы разные по характеристикам по-определению... - один аккумулятор ( с меньшей ёмкость) уже зарядился и "кипит", так как на нём 16 Вольт...., а на втором,  ещё только 12 Вольт... Как по Вашему - это нормально работающий агрегат? А описанная ситуация - вполне рядовая.... Выбирайте - либо балансир, либо ДВА одинаковых БП ЗУ, КАК Выше описал.... 

------------

Herz, на всё можно" наплевать"..., но согласитесь - банки в аккумуляторе из "одной бочки" ( то есть, читай, характеристики схожи...) , а аккумуляторы могут быть сделаны даже разными конторами..., чуете разницу...

Edited by варп

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да ерунды не надо выдумывать. Никто нарочно не будет ставить в УПС (а автор, наверное, его имел в виду под ИБП) аккумуляторы разного происхождения, срока выпуска, модели или ёмкости. Берут, как правило, из одной партии. А если кто-то поставит разные, так сам виноват, ибо это как раз из случая, когда наплевать.

И ни в одном УПС, даже содержащем батарею из двух десятков аккумуляторов, соединённых последовательно, я не встречал балансиров. И я не думаю, что все производители делают такое "упрощение" намеренно, с целью сократить срок службы батарей.

Share this post


Link to post
Share on other sites
33 минуты назад, Herz сказал:

Берут, как правило, из одной партии.

Электрохимия - дело тонкое. У нас в конторе брали сразу десяток УПС. Можно предположить, что и АКБ в них были из одной партии. Это дало возможность провести уникальный эксперимент по измерению остаточной емкости в реальных и одинаковых для всех условиях эксплуатации. Потеря 20% емкости у разных экземпляров произошла в интервале от пяти до восьми лет.

42 минуты назад, Herz сказал:

не встречал балансиров

Если АКБ сделана наполовину из стекла, ей балансир точно не нужен.

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 minutes ago, wim said:

Потеря 20% емкости у разных экземпляров произошла в интервале от пяти до восьми лет.

Я думаю, это великолепный результат.

Quote

Если АКБ сделана наполовину из стекла, ей балансир точно не нужен.

Ну, мы, как бы, не об этом. А в других случаях нужен?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тема об экономии на ВЧ токе, создаваемом подключением аккумулятора к БП с однозвенным выходным фильтром, в сравнении с на порядки меньше таким током после двухзвенного, который у автора сейчас, т.е. ценой увеличения создаваемых помех. Было предложено сэкономить побольше, выкинув пусковой термистор, а также входной, и, если есть, выходной алюминиевые конденсаторы, и подразумевалось, не ценой увеличения помех, т.е. на выходе двухзвенный фильтр.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Herz сказал:

Ну, мы, как бы, не об этом. А в других случаях нужен?

Мы как раз об этом - о том, что нет одинаковых АКБ даже из одной партии. Поэтому балансир, я думаю, будет полезен.

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 hours ago, Plain said:

Тема об экономии на ВЧ токе, создаваемом подключением аккумулятора к БП с однозвенным выходным фильтром, в сравнении с на порядки меньше таким током после двухзвенного, который у автора сейчас, т.е. ценой увеличения создаваемых помех. Было предложено сэкономить побольше, выкинув пусковой термистор, а также входной, и, если есть, выходной алюминиевые конденсаторы, и подразумевалось, не ценой увеличения помех, т.е. на выходе двухзвенный фильтр.

Честно говоря, не понял, как должна выглядеть предлагаемая схема. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
50 minutes ago, Plain said:

2-Figure1-1.png

речь о такой (вместо светодиодов АКБ) схеме ?

Тогда непонятно, как можно выкинуть выходной конденсатор, чтобы выходной фильтр при этом остался двухзвенным?

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Zuse сказал:

как можно выкинуть выходной конденсатор

Я таких слов не говорил. Речь была, чтобы выкинуть термистор и два алюминиевых, на первичной и вторичной стороне — соответственно, на первичной остаются лишь плёночные, на вторичной — два керамических и дроссель между ними.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this