Jump to content

    
Sign in to follow this  
bureau

Почему "кипит" припой при пайке?

Recommended Posts

26 minutes ago, Raven said:

Флюс точно разный - сразу видно. И процентное содержание активного вещества в нем - тоже. Наверное, все же как-то влияет.

Больше склоняюсь к тому - что к закипанию приводит смешивание припоя макетной платы ( легкоплавкого) и припоя которым паяем.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, izerg сказал:

А Флюс в припое какой по цвету? белый как парафин или желтый?

Прозрачный. И тот что на плате после пайки остался -- так-же прозрачный (собрал немножко и нанес на белую бумагу)

2 часа назад, izerg сказал:

При быстрой подаче трубки бывает флюс разбрызгивается каплями и застывает на плате - его можно рассмотреть.

На плате, после пайки -- не застыл. так и остался в гелиообразном виде  

19 минут назад, mplata сказал:

Вы посмотрите на то что происходит при лужении жала данным припоем. Многие вопросы отпадут сами собой.

Как-то отличий от "обычного" не заметил

18 минут назад, izerg сказал:

Больше склоняюсь к тому - что к закипанию приводит смешивание припоя макетной платы ( легкоплавкого) и припоя которым паяем.

Тоже есть такое предположение. До этого момента, столько перепаять -- впервые наблюдаю подобный эфект 

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 minutes ago, mplata said:

Вы посмотрите на то что происходит при лужении жала данным припоем. Многие вопросы отпадут сами собой.

а что с жалом происходит? Можете показать? А заодно и объяснить - какие вопросы отпали? 

Пока вопрос был один - почему припой кипит? 

Лужение жала ( а зачем его лудить? оно с завода Ersa луженое), И на что нужно смотреть при лужении жала ? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 minutes ago, izerg said:

а что с жалом происходит? Можете показать? А заодно и объяснить - какие вопросы отпали? 

Пока вопрос был один - почему припой кипит? 

Лужение жала ( а зачем его лудить? оно с завода Ersa луженое), И на что нужно смотреть при лужении жала ? 

Если кипения при лужении жала не происходит, значит дело не в припое, значит покрытие платы или само качество платы оставляет желать лучшего. Что маловероятно.

Если лужение жала вызывает тоже самое кипение , то дело либо в слишком высокой температуре жала, либо в качестве припоя.

Лудить жало не с целью его обсудить, а с целью расплавить припой без контакта с макетной платой. Думал что это и так понятно.

По опыту могу сказать, что кипение часто следствие именно высокой температуры жала. Выход из строя термодатчика станции, или некачественное исполнение самого паяльника, да что угодно и вместо 210 градусов будет 300. Либо флюс некачественный в трубке, либо серьезно просрочен. На видео как будто во флюсе есть испаряемые при температуре пайки компоненты , если не вода то что-то другое. 

Перегрев жала также можно определить по нагару. Он при перегреве такой что его ни с чем не спутать. Черный контур облуженной части жала.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
24 minutes ago, bureau said:

Прозрачный. И тот что на плате после пайки остался -- так-же прозрачный (собрал немножко и нанес на белую бумагу)

На плате, после пайки -- не застыл. так и остался в гелиообразном виде  

По флюсу у нас катушки разные.

нашел несколько разных плат, проверил пайку. 

Температура 290

макет с лужением - припой кипит до испарения флюса ( 0,25-0,5 секунды) дальше капля стоит неподвижно.

заводская плата с HAL лужением ПОС-63 - припой не кипит.

 

4 minutes ago, mplata said:

Если кипения при лужении жала не происходит, значит дело не в припое, значит покрытие платы или само качество платы оставляет желать лучшего. Что маловероятно.

Если лужение жала вызывает тоже самое кипение , то дело либо в слишком высокой температуре жала, либо в качестве припоя.

Лудить жало не с целью его обсудить, а с целью расплавить припой без контакта с макетной платой. Думал что это и так понятно.

По опыту могу сказать, что кипение часто следствие именно высокой температуры жала. Выход из строя термодатчика станции, или некачественное исполнение самого паяльника, да что угодно и вместо 210 градусов будет 300. Либо флюс некачественный в трубке, либо серьезно просрочен. На видео как будто во флюсе есть испаряемые при температуре пайки компоненты , если не вода то что-то другое. 

Перегрев жала также можно определить по нагару. Он при перегреве такой что его ни с чем не спутать. Черный контур облуженной части жала.

 

Так нужно было просто расплавить припой жалом а не лудить? так "так бы и сразу сказали" :) 

1 - С моим термодатчиком станции - все в порядке.

2 Сам паяльник служит давно и полностью исправен.

3 жало нормальное, соответствует типу паяльника.

 

Далее, Флюс в трубке?  Был бы китай-китаем - ок, допустим некачественный, но здесь говорим о более-менее брендовом припое AIM , флюс идет в комплекте с завода :)

Флюс в трубчатом припое просрочен? ... спорный вопрос, моей домашней катушке точно больше 5 лет, с пайкой все хорошо.

Нагар - отдельный вопрос - контур нагара при длительной пайке есть всегда, температура жала выше точки кипения флюса - со временем получаем коксование и нагар.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, izerg сказал:

макет с лужением - припой кипит до испарения флюса ( 0,25-0,5 секунды) дальше капля стоит неподвижно.

Ну меня было что по 3-4 сек. кипел

7 минут назад, mplata сказал:

Выход из строя термодатчика станции, или некачественное исполнение самого паяльника, да что угодно и вместо 210 градусов будет 300.

Проводил експеримент - плавно поднимал температуру на станции. 
Сам припой, на кончике жала, начинал плавится при температуре около 190-200С. А вот нормально заливался в отверстие (без установленного компонента) при ~210 установленной на станции

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 minutes ago, bureau said:

Ну меня было что по 3-4 сек. кипел

Да - именно такой эффект у меня был на "новом припое" + макетная плата.

Думаю кипит всетаки - смесь лужения макетки и припоя.

21 minutes ago, bureau said:

Ну меня было что по 3-4 сек. кипел

Проводил експеримент - плавно поднимал температуру на станции. 
Сам припой, на кончике жала, начинал плавится при температуре около 190-200С. А вот нормально заливался в отверстие (без установленного компонента) при ~210 установленной на станции

Осталось проверить пайку какой-нибудь заводской платы - не макетной.  тогда будет понятно виноват припой или лужение платы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 hours ago, izerg said:

Осталось проверить пайку какой-нибудь заводской платы - не макетной.  тогда будет понятно виноват припой или лужение платы.

Могут быть варианты:

  • отрезать кусочек просто фольгированного стеклотекстолита (или даже гетинакса - для этой цели как раз можно из старого ящика с хламом извлечь), и прорезать канавки
  • взять нелуженую макетку (продаются и такие)
  • самый дешевый и сердитый вариант - взять несколько медных проводков разного сечения, и залудить на приличную длину

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 hours ago, izerg said:

. . . Думаю кипит всетаки - смесь лужения макетки и припоя.

чтобы металлы закипели надо еще умудриться, скорее с платы дым пойдет.

Варианты - или разложение флюса, или химреакция флюса внутри себя или с каким-то из металлов припоя/покрытия.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможно я плохо разлядела ролик, но у меня сложилось впечатление, что это не "припой кипит", а прорывается горячий  воздух из-за того, что плата слишком плотно прилегает к горизонтали стола.

Предлагаю проложить между платой и столом что-то такое, что пропускало бы расширяющийся от нагрева воздух вниз. Например, подложить под плату 2 карандаша.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Xenia сказал:

Возможно я плохо разлядела ролик, но у меня сложилось впечатление, что это не "припой кипит", а прорывается горячий  воздух из-за того, что плата слишком плотно прилегает к горизонтали стола.

Предлагаю проложить между платой и столом что-то такое, что пропускало бы расширяющийся от нагрева воздух вниз. Например, подложить под палату 2 карандаша.

Там паяется разьем PLD. Под низом достаточно места, посмотрите на тень слева, которую дает плата 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 hours ago, Xenia said:

Возможно я плохо разлядела ролик, но у меня сложилось впечатление, что это не "припой кипит", а прорывается горячий  воздух из-за того, что плата слишком плотно прилегает к горизонтали стола.

Предлагаю проложить между платой и столом что-то такое, что пропускало бы расширяющийся от нагрева воздух вниз. Например, подложить под плату 2 карандаша.

Припой тоже будет кипеть, я макет тестировал на весу, эффект наблюдается, но только на макетных платах с дешевым лужением. Внешне кипит именно металл припоя, кипит до тех пор пока не убрать жало паяльника.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 hour ago, izerg said:

Припой тоже будет кипеть, я макет тестировал на весу, эффект наблюдается, но только на макетных платах с дешевым лужением. Внешне кипит именно металл припоя, кипит до тех пор пока не убрать жало паяльника.

Все-таки я не понимаю, какая должны быть смесь каких металлов, чтобы уже даже при 310С она кипела, флюс - да, будет кипеть, а припой, ну как PbSn может кипеть при этой температуре??? Даже у Висмута при 480С давление паров сотая мм.рт.с, а у остальных совсем мизер. Вырывающиеся газы из дырки - да, могут создавать эффект кипения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поглядел видео, увеличение маловато, сложно разглядеть детали.
Но то что видно, выглядит довольно обычно. Ну, может быть процесс "булькания" (кипения) несколько длиннее обычного.
А так всегда, если есть узкая глубокая щель, которую заполняет припой из трубки с флюсом, то флюс при попадании в щель бурлит и вырывается наружу через припой, иногда даже с разбрызгиванием и образованием каверн. Дело исключительно в количестве и типе флюса.
Если в припое флюса много, то приходится прогревать пайку до полного выдавливания флюса из щели припоем.
При пайке планарных выводов такого обычно не происходит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this