Перейти к содержанию
    

Поведение полуубитых свинцовых аккумуляторов

Добрый день!

Появилась задача сделать устройство, которое сможет работать от свинцового аккумулятора. Штуковина будет двигать 12в моторчиком, который кушает 1.5А.

Беда в том, что скорее всего это все будут питать от отслуживших свое АКБ.

Предположим, я могу внутри запитать процессор от микропотребляющего LDO (параллельно с "рабочим" DC/DC, а если повезет с потреблением в рабочем режиме - то и только от него) и при понижении напряжения питания ниже 10.8 вольт переводить процессор в sleep и периодически проверять, что творится на входе питания (не особо добивая при этом аккумулятор).

Но полагаю, что будет что-то вроде такого:

  • напряжение 11 вольт
  • включается моторчик
  • напряжение просаживается ниже 10 вольт
  • выключаем все нафиг и гасимся сами
  • просыпаемся по таймеру, проверяем напряжение, а там уже 12 вольт (потому что мы в слипе живем, а аккум без нагрузки восстановил напряжение)
  • думаем, что нас начали заряжать, включаемся, врубаем моторчик, далее см. пункт первый, и так и добиваем бедный аккумулятор

Есть ли какие-то методы понять, повысилось ли напряжение от того, что аккумулятор начал заряжаться, или от того, что он просто самовосстановился без существенной нагрузки?

Пока что единственная мысль - смотреть, насколько резко на нем повысилось напряжение, и если плавно - то включаться нельзя (например, вычислять скользящую среднюю по большому окну и по маленькому и смотреть между ними дельту).

Еще вопрос - допустим, у нас 10 вольт при нагрузке 1.5А, но 11.5 - при рабочей нагрузке (порядка 50-100мА). Пора выключаться или можно еще поработать (нагрузка включается периодами примерно по 10 секунд примерно 10-20 раз в сутки)?

Другими словами, должны ли мы учитывать любое понижение напряжения ниже 10.8 вольта или сравнивать среднее напряжение на нем по какому-то периоду (допустим, минута)?

Спасибо заранее!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, king2 сказал:

Есть ли какие-то методы понять, повысилось ли напряжение от того, что аккумулятор начал заряжаться, или от того, что он просто самовосстановился без существенной нагрузки?

Предусмотреть отдельный специальный вход для подключения зарядки и поставить туда датчик напряжения или тока.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нереально это, потому что девайс можно (например) подключить к:

  • просто к БП от 220
  • к 220 через ИБП 12-вольтовый от охранной системы
  • аккумулятор от автомобиля и менять раз в месяц (отключая)
  • аккумулятор от автомобиля и заряжать раз в месяц (не отключая)
  • аккумулятор и к нему солнечную батарейку со своим контроллером

Не всегда можно снаружи подтянуть сигнал зарядки.

Может можно как-то предсказывать его ожидаемое поведение, следя за поведением напряжения под более-менее известной нагрузкой (ну, тот же моторчик на 1.5А)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, king2 сказал:

Другими словами, должны ли мы учитывать любое понижение напряжения ниже 10.8 вольта или сравнивать среднее напряжение на нем по какому-то периоду (допустим, минута)?

По хорошему надо учитывать любое понижение, потому что ниже 1,8В*6 для токов ниже 0.1С ( 1,2..1,5В*6 для токов выше 0.1С ) элементы начнут просто умирать, да и переполюсовка может начаться. Вы не знаете насколько деградировал каждый элемент из 6-ти(12-вольтовый аккум), поэтому запас необходим.

Но, так как у вас несерьезная система, поэтому тупо рубить при таком понижении и индицировать неисправность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может при свежезаряженном аккумуляторе можно каким-то образом поиграться с нагрузкой и вычислить некий коэффициент "убитости" аккума и принимать дальнейшие решения исходя из этого?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, king2 сказал:

Может при свежезаряженном аккумуляторе можно каким-то образом поиграться с нагрузкой и вычислить некий коэффициент "убитости" аккума и принимать дальнейшие решения исходя из этого?

Да - один раз полностью зарядить номинальным и полностью разрядить требуемым током.

Или можно просто внутреннее сопротивление измерить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Правильно ли я понимаю, что мне надо сделать так:

  • измерить напряжение на аккумуляторе U при небольшой нагрузке
  • докинуть нагрузку, потребляющую Iload (1.5А) и измерить напряжение Uload
  • расчитать внутреннее сопротивление аккумулятора по формуле R = (U - Uload) / Iload

Далее по обратной формуле перед включением той же нагрузки и зная текущее напряжение на аккумуляторе, я в любой момент могу расчитать, какое будет напряжение Uload при ее подключении. Если это расчетное напряжение больше 10.8 вольт, то все в порядке, а если меньше, то нагрузку не включаем, и рапортуем о критичной просадке аккумулятора.

Все правильно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

*если не секрет, что именно за устройство планируется? какое-то резервное питание? сигнализация?  

вопрос в том, что есть "полуубитый" и где их брать(учитывая цены на свинец).  в ширпотреб системах  акб обычно эксплуатируют до полного выхода из строя, с последующими пытками( реанимацией) уже мертвых.  у жидких это, как правило, замыкание банки шламом, у гелевых - обрыв.  если не замена свежеразряженного на авто или плановая замена по сроку на бесперебойниках, то найти среди отслуживших акб экземпляр лишь с только пониженной емкостью - имхо не реально. сопутствующие  утечки жидких и возросшее сопротивление гелевых  или не позволят хранить заряд/снять ваши 1.5а или флуктуацией напряжения введут ваш контроллер в состояние, близкое к изумлению.

если земноводное всёж требует бу акб, может стоит обратить внимание на литий из бу ноутбучных сборок? он, имхо, более соответствует задаче "взять бесплатно, собирать по капле, хранить не пролив и выплеснуть быстро".   ограничить их по полному циклу( выше 4в на банку не лить). балансиры, по току, соизмеримы с токами заряда. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...