Перейти к содержанию
    

Управление DC мотором с помощью симистора

По мотору: узел механики перебирали (несколько узлов) - ничего криминального не нашли. TSerg: каким образом можно протестировать мотор (какие эксперименты сделать)? Беда в том, что моторов старого образца не осталось, только из новой партии, так что сравнивать не с чем. Поставщик моторов на контакт не идет, никакой информации по моторам не дает. Замена мотору ищется, но не все так просто.

Сейчас заказал 3Q триаки: серии BTA204, BTA208, T435. Хочу их установить вместо BTB04-600SL. Для защиты симисторов поставить варисторы, и рассчитать/подобрать снабберы под каждую нагрузку. В продолжение темы вопрос следующий- в изделии всего 4 нагрузки по ~220В, которые управляются через симисторы:

1. Нагреватель P=1400Вт

2. Мотор I~0.5А

3. Клапан I~0.4А

4. Помпа P=48 Вт

Планирую поставить датчик тока в нагрузке/ах, чтобы в случае самопроизвольного открывания симистора, либо его выхода из строя отключать подачу ~220В. Решение должно быть бюджетным (не более 3-3.5$),

простым и достаточно надежным. Варианты:

1. Токовый трансформатор (Talem-3$) + ОУ (0.5$), далее сигнал на МСU. Сложность в доступности ТТ, самим наматывать - не вариант. Может есть доступные ТТ о которых я не знаю?

2. Активный датчик ACS712-05(1.8$) + ОУ (0.5$). Вроде хороший вариант, но что будет, если ток будет больше 5А на которые рассчитан ACS712-05, не повредит ли это микросхему?

3. Несколько шунтов + доп. MCU. С нагрузками 2,3, 4 вроде как еще проходит, а вот для 1 ставить шунт - это не дело. Как обойти?

Еще варианты? Главное отслеживать факт наличия тока в нагрузке, точно измерять - нет необходимости. Также хотелось бы услышать отзывы по вышеперечисленным вариантам (плюсы/минусы).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Изделий порядка 300-400 плат/месяц. Раньше проблем не было, теперь вдруг появились.

И что, на всех платах проблема появилась?

Подумываю о защите по току, причем радикально: поставить мощное реле ..........

Оно Вам надо? жили же без этого раньше

 

Мне кажется что причина кроется в перегреве эл.двигателя из-за пониженного напряжения питания последнего (нагрузка на валу постоянная, ток вырастет)

 

Я бы проверил вот что:

1. величину напряжения на моторе стрелочным прибором в штатном режиме, и сравнил его с сетевым (за минусом падения на диодном мосту, симисторе и термисторе).. Симистор обязательно должен пропускать обе полуволны сетевого... Если не включается полностью, или включается только одна полуволна,то причина может быть в низкой температуре окружающей среды...такое бывает...

2. падение напряжения на термисторе, по мере его разогрева

 

Как часто происходит пуск-стоп мотора? Если не давать выдержку времени для остывания термистора, пусковой ток при каждом новом пуске не будет ограничиваться...Температурная постоянная времени у этого термистора большая

Изменено пользователем OWEN

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В том то и дело, что не на всех. 1 плата привела к пожару у клиента. Выборочно взял несколько плат, прошелся осциллографом - отклонений не нашел. Сделали тесты: включение/выключение мотора (под нагрузкой) на длительное время, затем повторили на кратковременное ( в общем счете по 100-150 циклов) - ни одного сбоя. Отправили клиенту, через некоторое время она вернулась, симптомы: симистор приоткрывается (по управляющей цепи сигнала нет), идет ток, мотор не проворачивается, обмотки нагреваются и начинается плавиться пластик вокру мотора... Симистор может приоткрываться после подачи сетевого напряжения на изделие, либо какое-то время работает нормально, но после нескольких циклов включения/выключения не закрывается полностью.

Мощное реле: самое интересное, что оно там установлено и служит для коммутации фазы/нейтрали для нагревателя, а оставшаяся цепь нагревателя уже коммутируется 8-и амперным симистором.

По п.1:

Изделие - это кофе-машина. Эксплуатация при комнатной температуре - вроде криминала не должно быть. Но спасибо за напоминание, т.к. подобные проблемы в этом изделии были, правда с механическими частями. При нашей температуре они быстро приходили в негодность. Китайцы это признали через 3 месяца наших жалоб - извините, не из того пластика отливали.

2 Сделаю измерения.

Интервалы управления мотором: продолжительность работы 7-15 секунд, минимальная пауза между включениями 60-90 секунд. Термистор после нескольких продолжительных циклов включения на ощупь разогревается до 35-40 градусов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg

Если есть управляющий MCU, то всякие там термисторы могут принести больше вред, чем пользу.

Кстати, пусковой ток превышает максимальный для указанного термистора. 5 < 7 [А]

И да, остывание термистора за 3 минуты, мозгу владельца кофе-машины не доступно для понимания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И да, остывание термистора за 3 минуты, мозгу владельца кофе-машины не доступно для понимания.

Что же тогда заработает владелец кофе-машины, если будет так долго ждать? :rolleyes:

=======

Если исходить из того, что ранее замечаний по работе не было, то имеющаяся "бяка" связана с качеством комплектующих

 

1.

....симптомы: симистор приоткрывается (по управляющей цепи сигнала нет)...

Я так понимаю что "приоткрывается" это пропускание только одной полуволны сетевого...

Возможная причина- потеря или несоответствие класса по напряжению симистора оптрона или силового симистора, из-за чего они могут самопроизвольно открываться

 

2.

Симистор может приоткрываться после подачи сетевого напряжения на изделие, либо какое-то время работает нормально, но после нескольких циклов включения/выключения не закрывается полностью.

При подаче сетевого возникают всякие переходные процессы в питании, и помехи включают один из симисторов

Тут похоже на несоответствие класса симистора по dV/dt...а RC цепочка не справляется....Согласен, что номиналы снаббера как-то не очень.

 

3.

оставшаяся цепь нагревателя уже коммутируется 8-и амперным симистором

Не увидел я 8ми амперного на схеме...

Для проверки я бы поставил BTA08-600, у него dV/dt на порядок больше, да и снаббер встроенный есть

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если есть управляющий MCU, то всякие там термисторы могут принести больше вред, чем пользу.

Вы имеете в виду, что термистор не успеет остыть - восстановить первоначальное сопротивление, а значит при следующем включении бросок тока будет еще больше -> dI/dt будет больше по сравнению с предыдущими значениями. При многократных включениях симистор может просто выйти из строя по причине превышения допустимого значения dI/dt. Я правильно понял? Или вы что то другое имели в виду?

Не увидел я 8ми амперного на схеме...

Канал управления нагревателем я не показывал, т.к. с ним проблем нет. Ага, там параметры снабберной цепи другие: 200 Ом + 0.1мкФ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg

Так не только я об этом говорил.

 

P.S.

Если посмотреть на схемы защиты всяких сильно-точных девайсов, то присутствуют, как минимум, две системы защиты: от КЗ (автомат) и тепловая ( тепловое/токовое реле), причем параметры выбираются по уму.

Вот что-то такое и надо приделать, хотя понятно, что это удорожает изделие.

 

При наличии MCU аналогом теплового реле может быть керамический резистор подходящего номинала/мощности и термодатчик для порогового или даже аналогового контроля за интегралом тока, либо т.н. термостат на заданную температуру с н.з. контактом на сеть.

 

Это помимо того, что все же надо разобраться с причиной выгорания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg

По двигателю:

- сделать замеры сопротивления якорной цепи, индуктивности якоря;

- ток трогания/остановки/холостого хода/номинальный;

- номинальный момент;

- момент инерции или сразу эл.мех.пост.времени по разгонной траектории;

- жесткость мех. хар-ки;

- обязательно проверить допустимость работы под полным напряжением (может моторчик вовсе не 220 В)

- проверить допустимую скважность работы ( цикл вкл-остывание - ПВ%)

- температурный режим при максимальном ПВ.

 

P.S.

Да, все эти замеры делать от нормального источника, хоть от того же ЛАТР-а.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Уберите R4.

и не услышали, а зря...

да и по даташиту схема как-то кошернее смотрится :laughing:

post-15292-1389458227_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

и не услышали, а зря...

да и по даташиту схема как-то кошернее смотрится :laughing:

post-15292-1389458227_thumb.jpg

Не услышали и правильно....вот схема из другого даташита

post-22167-1389464145_thumb.png

Резистор имеет вполне конкретное назначение, можно попробовать уменьшить его номинал

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не услышали и правильно....вот схема из другого даташита

ага... а ничего, что оптопара другая?

давайте повспоминаем дружно, как симистор работает, может все-таки в этом дело :laughing:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ага... а ничего, что оптопара другая?

А какое это имеет значение? Чем принципиально их симисторы отличаются?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Какое падение напряжения на открытом симисторе и какой требуется ток управления?

Изменено пользователем Oxygen Power

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

KSN, если решать проблему радикально - убирать всю электронно-силовую дрянь, ставить обычное электромагнитное реле и термопредохранитель на мотор, как-то так. Безопасность, действительно, прежде всего :laughing:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...