Перейти к содержанию
    

Управление DC мотором с помощью симистора

Приветствую. Вот есть такой фрагмент схемы управления мотором разработанный китайскими разработчиками. MOC3023 коммутируется при переходе через "0" . Тип мотора - неизвестно, сделано в Китае. Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А. Неприятность ситуации: в какой-то момент умирает симистор, мотор медленно вращается, останавливается и затем окружающий его пластик плавится/загорается. Вопросы:

1. Какие меры защиты предпринять, чтобы избежать подобного?

2. Из каких соображений рассчитывается номинал R4? В application note по симисторам не нашел вразумительного ответа, везде есть рекомендации 100-500 Ом.

3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.

Example.PDF

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Приветствую. Вот есть такой фрагмент схемы управления мотором разработанный китайскими разработчиками. MOC3023 коммутируется при переходе через "0" . Тип мотора - неизвестно, сделано в Китае. Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А. Неприятность ситуации: в какой-то момент умирает симистор, мотор медленно вращается, останавливается и затем окружающий его пластик плавится/загорается. Вопросы:

1. Какие меры защиты предпринять, чтобы избежать подобного?

2. Из каких соображений рассчитывается номинал R4? В application note по симисторам не нашел вразумительного ответа, везде есть рекомендации 100-500 Ом.

3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.

Example.PDF

Если симистор пробит двигатель должен вращаться на максимальных оборотах, а у Вас останавливается. Копайте в этом направлении. Что-то не так у Вас собрано. Проверьте выпрямитель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.

Снаббер правильно посчитан ? Пример: я недавно разбирал регулируемый выключатель, рассчитанный на 800 - Ваттную индуктивную нагрузку (на самом деле - от 100 до 800 Ватт). Так там снаббер состоял из резистора на 220 Ом и конденсатора на 0.33 мкФ. На типовой схеме включения MOC3063 нарисовано 39 Ом и 0.01 мкФ.У вас что-то подозрительно слабенький снаббер.

А моторчик у вас, похоже, коллекторный, вроде тех, что стоят в электроинструменте.

Да, с советом проверить выпрямитель полностью согласен. Вот только едва ли неисправность выпрямителя первична ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это фрагмент силовой части платы, которая устанавливается в китайских кофе-машинах. Изделий порядка 300-400 плат/месяц. Раньше проблем не было, теперь вдруг появились. Рябата просили помочь разобраться в чем дело, вот вникаю. По номиналам и типам компонентов отличий никаких (старые и новые партии плат). Параметры двигателя: R~14 Ом, L~ 2 mH (разобрал один экземпляр). Диоды в мосту - целые.

На одной из плат при подаче питания сразу включается мотор, но не на полные обороты. Посмотрел осциллографом: симистор но одной из полуволн открывается (но не полная полуволна). Снизил номинал R4 до 560 Ом - стал работать штатно.

Другой экземляр: неисправен симистор, часть полуволны пропускает - мотор вращается, потом мотор остановился/заклинило и мотор стал дымить, пластик плавится. В результате КЗ обмоток на корпус мотора.

Изначально были подозрения, что что-то не так со снабберной цепью, буду плотно изучать application note (раньше с симисторами не работал) по расчету цепей. Если у кого есть опыт, научите как бысто посчитать. Насколько важна снабберная цепочка для оптосимистора? И остается актуальным вопрос: какие еще схемотехнические меры предпринять во избежание возгорания/пожара?

Также ребята отметили, что тестировали их у себя (по несколько сотен вкл/выкл мотора) - все работает. Поставили клиенту - после 100-150 чашек кофе - мотор или не включается или не выключается и в этом случае - дым. Проверил управляющий сигнал на MOC3023: после "0" с задержкой 2-2.5мс подается импульс длительностью 3мс. Ток через оптосимистор в этом случае не превышает предельного значения (по даташиту).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Похоже на то, что двигатели стали мотать проводом с тоньше и хуже изоляцией, т.е. брак вполне может стать не временным, а постоянным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Похоже на то, что двигатели стали мотать проводом с тоньше и хуже изоляцией, т.е. брак вполне может стать не временным, а постоянным.

Я тоже обращал на это внимание. Но так разобрать/сравнить старого образца мотора нет, то как говорится и вопросов нет. На запрос китайцам предоставить тех. информацию по моторам один ответ: ничего не менялось, все старое, у нас ничего нет... Наши ребята озаботились этим и сейчас ищут альтернативу этим моторам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И остается актуальным вопрос: какие еще схемотехнические меры предпринять во избежание возгорания/пожара?

Что предпринять ? Биметаллическая пластинка или термопредохранитель, смонтированные в той части установки, которая аварийно греется. Или защита по току двигателя.

P.S. Вы партии движков сравните, с проблемных и нормальных машин. Возможно, дело в их качестве. Но со снаббером разобраться все равно необходимо. Как минимум, самопроизвольное открывание симистора в момент включения вилки в розетку - на совести снаббера. Кстати, в снаббер вы ставите конденсатор какого типа ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Что предпринять ? Биметаллическая пластинка или термопредохранитель, смонтированные в той части установки, которая аварийно греется. Или защита по току двигателя.

Подумываю о защите по току, причем радикально: поставить мощное реле на все нагрузки по ~220V (там еще и клапан есть, нагреватель). Установить траснформатор тока, сигнал на него завести на MCU и по его сигналу не включать/выключать реле. Минусы решения: дороговато, непредвиденное зависание MCU.

Конденсаторы "правильные" - 25_MPF.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Подумываю о защите по току
Это борьба с симптомами. ПМСМ надо на нескольких новых экземплярах заменить китайский симистор на ТС106-10 и сравнить результат.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg

Стоит почитать здесь и обратить внимание на трех-квадрантные триаки:

 

http://kit-e.ru/articles/shield/2002_9_26.php

http://www.compitech.ru/html.cgi/arhiv/02_07/stat_28.htm

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо за ссылки. Интересная информация

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может и так, но мотор-то может задымить только от пробоя изоляции. Может поможет гасящая цепь параллельно непосредственно ему, но гарантий никаких.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg
Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А.

Параметры двигателя: R~14 Ом, L~ 2 mH (разобрал один экземпляр).

 

Вот это как-то не стыкуется.

Если питание от 220 В, то при пуске на полную (по разным причинам, в т.ч. из-за самооткрытия),

пусковой ток будет примерно 20 А.

Интеграл будет определяться эл.мех. постоянной времени и она явно будет больше

20 мс, что допускает ваш симистор.

 

 

Может и так, но мотор-то может задымить только от пробоя изоляции.

 

Могут быть взаимосвязанные вещи: двигатель стал не на 220/при пусковом броске что-то выгорает/коротит, симистор умирает и на движок идет вся напруга и т.п.

А вообще - надо тестировать движок, потом смотреть на тиристор.

Изменено пользователем Herz
Оформление цитаты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот это как-то не стыкуется.

Если питание от 220 В, то при пуске на полную (по разным причинам, в т.ч. из-за самооткрытия),

пусковой ток будет примерно 20 А.

Интеграл будет определяться эл.мех. постоянной времени и она явно будет больше

20 мс, что допускает ваш симистор.

 

 

 

 

Могут быть взаимосвязанные вещи: двигатель стал не на 220/при пусковом броске что-то выгорает/коротит, симистор умирает и на движок идет вся напруга и т.п.

А вообще - надо тестировать движок, потом смотреть на тиристор.

Для ограничения пускового тока в схеме стоит термистор RT1, но действует он только пока холодный, т.е. в момент пуска. Далее, мне кажется, проблема в двигателе. Если он тормозит ток растет, симистор дохнет, двигатель горит.

Может быть у Вас, вообще, дело в механике? Заклиненный двигатель, как и симистор, просто обязаны сгореть, если нет защиты.

Изменено пользователем тавр

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...