Перейти к содержанию
    

Особенности управления двигателями.

Добрый день.

 

Прошу прощения за дурацкие вопросы, наверняка всё уже разжёвано не раз, но я искал и не нашел.

 

Хочу сделать, например, автоматический привод закрывания шторы. Механику могу как-то сообразить. А вот что делать с электрической частью?

 

Задач по управлению двигателями несколько. Вроде все просто - крути в одну сторону или крути в другую. Но - 2 основных вопроса:

1) А сколько времени крутить?

2) Что делать, если авария?

 

Первая задача традиционно решается путем установки датчиков. Или механических, или оптических - не важно. Но это дополнительно городить ненадежные крепления и сопли на проводах.

Вторая задача решается, вроде как, аварийным выключением при превышении определенного тока.

 

Теперь скажите: а первую задачу, граничную, нельзя ли решать тем же способом? В автомобилях же нет микриков на границе стекла для стеклоподъемника...

 

Можете меня ткнуть в какие-то готовые решения? Или надо самому отслеживать ток и прочее? Или есть готовые дрвйвера? В каком направлении копать?

 

Заранее спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Определять остановку двигателя по потребляемому току не корректно: нагрузка может меняться в процессе эксплуатации или по другим причинам.

Для коллекторного двигателя можно применить шунт в силовой цепи и по импульсам тока определять наличие вращения вала. Импульсы исчезли-двигатель остановился. Так и сделано в автомобильных стеклоподъемниках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Определять остановку двигателя по потребляемому току не корректно: нагрузка может меняться в процессе эксплуатации или по другим причинам.

Для коллекторного двигателя можно применить шунт в силовой цепи и по импульсам тока определять наличие вращения вала. Импульсы исчезли-двигатель остановился. Так и сделано в автомобильных стеклоподъемниках.

 

Спасибо. А не сгорит ли двигатель, пока контроллер не определит, что перестали идти обороты?

 

Есть ли готовые контроллеры, которые все это учитывают? Например, к популярной ардуине есть ли что-то с чем можно было бы поиграться в этом направлении?

 

Или где бы почитать про все это?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Определять остановку двигателя по потребляемому току не корректно: нагрузка может меняться в процессе эксплуатации или по другим причинам.

Для коллекторного двигателя можно применить шунт в силовой цепи и по импульсам тока определять наличие вращения вала. Импульсы исчезли-двигатель остановился. Так и сделано в автомобильных стеклоподъемниках.

Разве? По-моему, там как раз отслеживается потребляемый ток.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Разве? По-моему, там как раз отслеживается потребляемый ток.

Это, наверное, кто как конструирует. Мне попадался доводчик стекол, который не только закрывал окна, но и мог возвращать стекла в предыдущее положение, т.е. не просто открыть, а открыть так, как было открыто в последний раз. А это по уровню потребляемого тока точно не определишь и по времени работы двигателя - весьма приблизительно и не стабильно во времени (изменяющееся трение в механизмах). Изготовителя не запоминал - не нужно было, интересовало только техническое решение. Вскрытия устройства, к сожалению, тоже не делал: доводчик новый еще был.

 

Определение остановки двигателя по наличию импульсов потребляемого тока более универсально, т.к. можно варьировать мощностью двигателя в широких пределах. И при установке системы никаких регулировок производить не требуется. А в случае контроля по потребляемому току необходимо настраивать порог отключения или будет привязка к типу двигателя/механизма. В процессе эксплуатации возможно, например, увеличение трения и тогда механизм не доработает или остановится совсем.

А не сгорит ли двигатель, пока контроллер не определит, что перестали идти обороты?

Прикиньте частоту вращения вала и количество ламелей коллектора. И уже выходим на единицы мс. Контроллер может быть построен на отключение двигателя при отсутствии 2-3 импульсов. За это время двигатель не успеет сгореть. Так же можно предусмотреть опцию отключения двигателя при увеличении периода следования импульсов более выбранного значения (т.е. снижение оборотов).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Определение остановки двигателя по наличию импульсов потребляемого тока более универсально, т.к. можно варьировать мощностью двигателя в широких пределах. И при установке системы никаких регулировок производить не требуется. А в случае контроля по потребляемому току необходимо настраивать порог отключения или будет привязка к типу двигателя/механизма. В процессе эксплуатации возможно, например, увеличение трения и тогда механизм не доработает или остановится совсем.

Контроль тока весьма прост и никаких регулировок не требует. При остановке двигателя ток возрастает настолько, что его легко отличить от увеличения за счёт трения. Да и сложно представить в этом механизме широкие рамки условий работы.

А вот с контролем импульсов потребления всё не так просто. Я когда-то пытался сделать тахометр для щёточного двигателя на таком принципе. Правда, диапазон требовался весьма широкий. Немало повозившись, вынужден был отказаться от затеи. Амплитуда и форма импульсов зависели драматически и от скорости вращения, и от направления, и от состояния коллектора, и степени износа щёток... Даже, наверное, от выработки подшипников. Я уже и не говорю про нагрузку. Добавим к этому то, что импульсы тока необходимо контролировать на фоне сильно меняющегося среднего тока.

Могу сказать только, что у нового хорошего двигателя, а не моторчика от детской игрушки, эти импульсы почти неразличимы. Щётки, кстати, одновременно перекрывают несколько ламелей.

Прикиньте частоту вращения вала и количество ламелей коллектора. И уже выходим на единицы мс. Контроллер может быть построен на отключение двигателя при отсутствии 2-3 импульсов. За это время двигатель не успеет сгореть. Так же можно предусмотреть опцию отключения двигателя при увеличении периода следования импульсов более выбранного значения (т.е. снижение оборотов).

Как видите, здесь тоже привязка к конкретному двигателю. И по мощности, и по количеству ламелей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мне попадался доводчик стекол, который не только закрывал окна, но и мог возвращать стекла в предыдущее положение, т.е. не просто открыть, а открыть так, как было открыто в последний раз.

Мне тоже попадался, CAN-шина и все прочие дела, с какого-то китайского авто :biggrin: Знакомый с автосервиса просил посмотреть/починить, если получится. Назовите меня ретроградом, обругайте консерватором, заклеймите луддитом - но почему-то кажется, что такая электроника в автомобиле не нужна :laughing:

post-15292-1454310421_thumb.jpg

post-15292-1454310428_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Как видите, здесь тоже привязка к конкретному двигателю. И по мощности, и по количеству ламелей.

Количество ламелей и оборотов привел для оценки времени реакции контроллера на остановку двигателя. А если требуется ограничить диапазон частоты вращения вала, тогда - да, появляется привязка к типу двигателя.

Реализацией такого контроллера не занимался, поэтому с тонкостями работы спорить не могу. Работал с выделением нуля тока протекающего через симистор, поэтому представляю сколько тонкостей может быть. Для любой идеи нужна соответствующая технология.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Уважаемые Гуру!

 

Всё это отлично, но ни на шаг не приближает к решению проблемы.

Я хочу банально управлять открытием и закрытием штор и жалюзи. Покупная автоматика стоит как гайка от мерседеса.

В то же время, в любительских самоделках люди городят что-то страшное. Хочется сделать максимально аккуратную конструкцию. С внешними концевиками сделать это красиво получится вряд ли.

Значит от концевиков надо отказываться. Ставить шаговый двигатель и "обучать" схему? Вариант, но погрешности в процессе эксплуатации могут сбить настройки. Так как быть?

Я думал определять места "утыкания" по возрастающему току в цепи, но Вы говорите, что это тоже не метод. Как все-таки быть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость TSerg

Не майтесь ерундой. До недавнего времени наши космические аппараты летали на релейной логике и были самыми надежными в отрасли.

Так, что - берите "микрики" и вперед.

 

P.S.

По поводу аварии - есть замечательный элемент "Предохранитель".

Это такая легкоплавкая проволочка в корпусе, если Вы не в теме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хочется сделать максимально аккуратную конструкцию. С внешними концевиками сделать это красиво получится вряд ли.

Вот раз Вы не специалист по управлению двигателем, то как раз максимально аккуратно получится с концевиками.

А как их аккуратно сделать - тут есть простор для творчества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В автомобилях, естественно, ЕСТЬ концевые выключатели на стеклоподъемниках. Просто они, естественно, спрятаны внутри двери.

 

Выключать моторы по увеличению тока - ужасная идея. Ваша механика рассыпится от нагрузок, если не сразу, то очень очень скоро

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В автомобилях, естественно, ЕСТЬ концевые выключатели на стеклоподъемниках. Просто они, естественно, спрятаны внутри двери.

Нету там никаких концевиков, и никогда не было.

Все делается по увеличению тока и бывают варианты с датчиком оборотов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нету там никаких концевиков, и никогда не было.

Все делается по увеличению тока и бывают варианты с датчиком оборотов.

Вы просто говорите про разные автомобили.

Бывает и по концевикам (в наших), и по току (чаще в иномарках).

Тогда по току также сделана защита от защемления человека стеклом.

Из-за этого стекло внизу иногда застревает и его фиг поднимешь :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Бывает и по концевикам (в наших), и по току (чаще в иномарках).

Тогда по току также сделана защита от защемления человека стеклом.

Из-за этого стекло внизу иногда застревает и его фиг поднимешь :)

Про ваши точно не скажу, у меня последний 2109 был в году 93. :crying:

А внизу застревает когда направляющие, ролики, и тд.. вынашиваются.

 

С внешними концевиками сделать это красиво получится вряд ли.

Значит от концевиков надо отказываться.

Как все-таки быть?

Поставить датчики холла в качестве концевиков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...